Неожиданное признание первого заместителя гендиректора "Роскосмоса" Юрия Урличича. Он сообщил, что ему на официальных мероприятиях ему запрещают цитировать основателя американской компании Space X Илона Маска – и вот вместо этого он цитирует Сталина. И судя по должностной иерархии в "Роскосмосе", этот запрет исходит от начальника Урличича – Дмитрия Рогозина.
Понятно, что Сталин Рогозину ближе Маска: это следует из его политических взглядов и из его заявлений. Вспоминается, как глава "Роскосмоса" призывал конструкторов работать по-сталински и рассуждал, что с ними стало бы, если бы они при Сталине допускали брак.
Тогда на заседании в ракетно-космической корпорации “Энергия” Рогозин стал рассказывать собравшимся истории про вождя: “Когда товарищу Сталину показали бронемашину, в которой он должен ездить, и сказали что ее не пробьет пуля, он посадил внутрь конструктора этой машины, и ее изрешетили из автомата. Конструктор остался жив, потому что машина оказалась хорошая”. И Рогозин по аналогии предложил сажать космических конструкторов в корабль при испытаниях систем аварийного спасения.
Правда, писатель Дмитрий Быков тут же обрисовал, что сделал бы Сталин с самим Рогозиным: “Рогозин, чья деятельность на всех постах раз за разом приводила к грандиозным провалам, давно бы уже, что называется, давил собою клюкву в отдаленных районах Крайнего Севера”.
В общем, у начальника "Роскосмоса" можно найти все тот же тезис, который так любят представители нынешней власти – о Сталине как эффективном менеджере. А нелюбовь Рогозина к Маску вполне понятна: это и ревность - и зависть к его успехам.
Ревность не раз проявлялась в высказываниях Рогозина – например, в начале октября он заявил, что смотрел видео из штаб-квартиры Space X – презентацию, посвященную многоразовому кораблю Starship - но не впечатлился рассказом Маска.
К тому же из за Маска Рогозин попал в глупое положение. Вспоминается, как глава "Роскосмоса" решил, что нашел остроумный ответ на введение в действие очередного пакета американских санкций - чем Москва может ответить. Рогозин высказал уверенность, что США не смогут обойтись без российских космических транспортников - и заявил: “Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на международную космическую станцию с помощью батута”.
Рогозин очень гордился этой своей шуткой – но только он успел ее произнести, как Маск запустил в космос ракету Falcon 9 - как раз для полетов на орбитальные станции. В ходе этого запуска первая ступень Falcon 9 вернулась на Землю и совершила посадку.
В общем, ничего удивительного, если Рогозин запрещает цитировать Маска – и вместо этого в речах руководителей “Роскосмоса” появляются цитаты из Сталина.