Компетентность
Люди быстро оценивают компетентность лидеров на основе мимических сигналов, и воспринимаемая компетентность предсказывает успех выборов. Важным признаком компетентности является возраст лица. Как правило, люди пожилого возраста считаются более компетентными и похожими на лидеров. Это отражает эволюционную логику: Возраст коррелирует с мудростью животного мира, поэтому можно ожидать, что в появлении лидерства будет наблюдаться (старший) возрастной перекос. В слонах самая старая женщина - матриарх - берет на себя ведущую роль в перемещении отряда к водоеме, который существует только она может вспомнить. Гипотеза эволюционно-предвиденных обстоятельств утверждает, что возраст может быть особенно актуальным критерием для установления лидерских качеств в областях знаний.
Однако следует проводить важное различие между проблемами традиционных знаний (например, какие ритуалы следует соблюдать в случае рождения или смерти ребенка) и новыми вызовами в области знаний (например, поиск новых охотничьих угодий или лекарств от новой угрозы заболевания). Это отражает более общее различие между кристаллизованным и текучим интеллектом; первый положительно коррелирует с возрастом, а второй отрицательно. Имеет ли это различие отношение к возрастным предпочтениям лидеров? В двух экспериментах с морфами мы попросили людей проголосовать за президента на вымышленных выборах, когда стране нужна стабильность (в экономической и культурной практике) или изменения и инновации.
Затем учёные представили им лицо старшего поколения и лицо младшего поколения и изучили их предпочтения лидера. В соответствии с гипотезой эволюционно-условленных обстоятельств, в стабильные времена предпочтение отдавалось пожилому лидеру, независимо от его пола, но во времена перемен предпочтение отдавалось молодому лидеру. Этот возрастной эффект был воспроизведен в бизнес-сценарии, предполагающем выбор нового генерального директора для компании, занимающейся эксплуатацией ископаемых энергоресурсов (стабильность) или переходом на возобновляемые источники энергии (изменение). Следствием этого является то, что когда общества меняются быстрее, молодые лидеры получают одобрение. Так, средний возраст руководителей компаний из списка Fortune 500 составляет 55 лет, в то время как для интернет-компаний Кремниевой долины он составляет всего 31 год.
Здоровье и привлекательность
Лидеры с привлекательными лицами, как правило, с большей вероятностью преуспевают в политике и бизнесе. В исследовании финских политиков исследователи обнаружили, что увеличение привлекательности лица на 1 стандартное отклонение увеличило долю голосов как мужчин, так и женщин среди политиков на 20%. Это подтверждается анализом знаменитых президентских дебатов между Никсон и Кеннеди по поводу президентских выборов в США: Избиратели, прослушавшие дебаты по радио, видели Никсона победителем, а те, кто смотрел дебаты по телевидению, считали победителем Кеннеди более привлекательным.
Премиум привлекательности в руководстве объясняется эффектом генерического ореола, когда люди приписывают целый ряд положительных характеристик привлекательным людям. Тем не менее, эволюционный подход предполагает, что привлекательность может служить своеобразным сигналом к физическому здоровью лидера. Выбор здоровых лидеров может быть особенно важен в среде, где распространены угрозы заболеваний. Как и в небольших обществах сегодня, лидерство в ранних человеческих обществах часто носило физический характер, и поэтому важно выбирать лидеров без очевидных признаков заболевания, особенно для физических задач (например, группового движения). Исследователи провели несколько экспериментов для проверки этой версии гипотезы эволюционно-условленных обстоятельств.
Было показано, что привлекательные кандидаты в округах Конгресса США, где угрозы заболеваний выше (измеряемые по продолжительности жизни и детской смертности), получили большую долю голосов. В последующем эксперименте люди либо подвергались угрозе заболевания (включая воздействие отвратительных событий в больнице), либо угрозе физической безопасности (включая присутствие злоумышленника в доме), либо вовсе не подвергались никакой угрозе, после чего их попросили оценить важность различных качеств лидера. Люди, находящиеся в состоянии угрозы заболевания, по сравнению с двумя другими условиями, считают физическую привлекательность более важной характеристикой лидеров, в то время как не было различий между условиями по таким признакам лидера, как надежность или компетентность.
Набор недавних исследований показал, что для людей, выбирающих лидеров в гипотетических бизнес-сценариях, подсказки о состоянии здоровья лица (окраска кожи) важнее, чем уровень интеллекта. Привлекательная премия, таким образом, может быть наследием эволюционного прошлого, в котором лидерство было в первую очередь физическим делом. Это означает, что для решения внутригрупповых задач, требующих больших физических усилий, таких как командные виды спорта или экспедиции в дикую природу, сигналы здоровья могут быть особенно важны при выборе лидера.
Выводы и последствия
Остается несколько вопросов, касающихся этого новаторского эволюционно-резервного подхода к получению лидерских качеств с лица на лицо. Во-первых, хотя учёные сосредоточились здесь на четырех основных характеристиках лидера - доминирование, доверие, компетентность и здоровье/привлекательность - люди могут также делать выводы о лидерстве, исходя из того, кажутся ли они умными, экстравертными, приятными или харизматичными. Недавнее исследование показало, что харизматические лидеры имеют менее симметричные черты лица - возможно, эти лица "выделяются". Гипотеза эволюционно-резервной ситуации предполагает, что харизматические качества особенно важны, когда группы сталкиваются с новыми проблемами, а последователи не уверены в том, что им делать.
Во-вторых, являются ли эти атрибуты специфическими для конкретной области, как подразумевает эволюционно-резервная перспектива? Исследования показывают, что в конфликтных ситуациях люди предпочитают людей с более доминирующими лицами в качестве лидеров, а не друзей. В-третьих, развиваются ли эти условные предпочтения или усваиваются в зависимости от культуры? Общества охотников-собирателей, напоминающие ранние человеческие группы, имеют разные типы лидеров с разной физиологией и психологией.
Например, у шайенов (племени коренных американцев) были молодые, агрессивные и более мужественные лидеры во время войны и более взрослые, политически грамотные лидеры в мирное время, что говорит о том, что это явление не ограничивается современным, богатым и образованным западным населением. Лидерские качества детей младшего возраста очень близки к характеристикам взрослых, когда они смотрят на одни и те же лица, а дети в возрасте 3-х лет уже делают вывод о доминировании, доверии и компетентности взрослых лиц. Эти данные указывают на возможность того, что предположение о лидерстве на основе мимических сигналов не является культурно чувствительным и может не требовать длительного социального опыта.
Последний вопрос, который стоит рассмотреть, имеют ли эти атрибуты лидера какую-либо основу в действительности: Действительно ли они предсказывают поведение лидеров? Есть смешанные доказательства. Наивные люди могут точно определить по образам лица, является ли политический кандидат республиканцем или демократом, а грамотно выглядящие руководители возглавляют более прибыльные организации. Однако этот последний эффект может быть фактически обращен вспять, поскольку более прибыльные компании нанимают КЕОС с более компетентными лицами, и, как только полученная прибыль будет сведена на нет, преимущество перед компетентными лицами исчезнет.
Как отмечают Тодоров и др., "при создании социальных атрибутов лиц люди делают слишком много из слишком малой информации". Принимая эволюционно-психологический подход, учёные предполагают, что эти представления лидеров могли иметь некоторую способность к прогнозированию в прошлом, иначе они не могли бы развиться. Возможно, в современном мире люди слишком много внимания уделяют подсказкам, так как это зачастую единственная информация о наших лидерах. В небольших обществах, в которых развивались люди, люди имели доступ ко многим важным подсказкам, чтобы сделать вывод о лидерстве, включая информацию о личности и реальном поведении потенциальных лидеров.
Вероятно, это привело к лучшим выводам и меньшему количеству ошибок в отношении того, кому следует следовать. Подтверждая это, политически информированные избиратели при выборе политических лидеров полагаются не столько на мимические сигналы, сколько на неосведомленных избирателей.