В 1953 году Артур Кларк написал рассказ «Девять миллиардов имен Бога», который получил премию Хьюго. В этой истории тибетский монастырь обращается к помощи автоматической счетной машины и двух инженеров, чтобы за три месяца выполнить работу, на которую ушло бы пятнадцать тысяч лет человеческой работы, — рассчитать все возможные комбинации из 9 букв их алфавита и тем самым получить все имена бога, запустив конец света.
Хотя сам автор явно не догадывался, какую прекрасную метафору раскрыл, в этой истории легко провести параллели с нынешними реалиями: популярность автоматизации, искусственный интеллект и наша собственная версия конца света, когда компьютеры заменят человека, что приведет к массовой безработице и ненужности человеческих навыков. Но в отличие от событий в рассказе, у нас еще есть возможность высказаться. Более того, сейчас мы наблюдаем переход к следующему этапу человеческой изобретательности. Ведь в конце концов Кларк печатал «Девять миллиардов имен Бога» на обычной пишущей машинке. Для печати рассказа наборщику понадобилось набирать на бумаге тысячи букв. Разве можно такое представить в нашем цифровом мире? Да, некоторые настороженно относятся к многочисленным технологиям, но только потому, что не понимают их до конца. Поэтому нам в первую очередь нужно как следует разобраться, что такое искусственный интеллект и автоматизация.
СЕЙЧАС ИИ МОЖНО СРАВНИТЬ С ТИПИЧНЫМ ПОДРОСТКОМ, КОТОРЫЙ ПЛОХО ВЫПОЛНЯЕТ УКАЗАНИЯ
Автоматизация, автоматизация, автоматизация, автоматизация, автоматизация…
Автоматизация означает просто-напросто выполнение повторяющихся задач без вмешательства человека. Вы запускаете автоматизированный процесс, и машина выполняет действие снова и снова. Автоматизированные машины или ПО следуют запрограммированным правилам и начинают работу только после определенного предварительно заданного действия. Как и механический манипулятор, который раз за разом поднимает тысячи тяжелых объектов на конвейере, можно запрограммировать ПО рассчитывать налог миллион раз в день или настроить кондиционер на круглосуточный автоматический климат-контроль. Мы уже привыкли к тому, что подобные задачи выполняет за нас машина. Кроме того, автоматизированные процессы — это превосходный способ собирать данные. Что приводит нас… к искусственному интеллекту.
Слишком человечно
Искусственный интеллект (ИИ) подразумевает, что компьютер создан для симуляции человеческого мышления. Сейчас искусственный интеллект находится в самом начале своего развития. Базовая цель ИИ — искать закономерности в данных и учиться на них, а затем применять эти знания. ИИ во многом пересекается с автоматизацией: с одной стороны, он часто применяется, чтобы упростить нашу жизнь, а с другой — автоматизированные процессы могут быть важным источником информации для обучения ИИ. На данном этапе развития ИИ можно сравнить с подростком, который знакомится с миром вокруг и пока плохо выполняет данные ему указания (и мы даже не говорим о том, чтобы позволить ИИ искать данные самостоятельно: пока такие эксперименты заканчивались не лучшим образом). Сейчас ИИ научился хорошо выполнять рутинные задачи вместо человека. Когда-нибудь замечали, что Gmail предлагает варианты окончания предложения, которое вы пишете? Это ИИ. Или что Amazon предлагает купить товары, которые могут вам понравиться? Это тоже ИИ. Если ИИ приносит такую большую пользу в повседневной жизни, просто представьте, на что он способен в бизнесе!
Машинам не обойтись без человека
В настоящее время промышленный сектор активнее всего осваивает автоматизацию и искусственный интеллект. Противники этого подхода считают, что это слишком дорого и сложно, к тому же не так-то просто находить сотрудников, которые умеют работать с ИИ. Как бы то ни было, невозможно моментально внедрить технологии анализа данных и разработки программного обеспечения в традиционную промышленность. Все это ведет нас к серьезным сложностям: если верить недавнему отчету Engineering UK, спрос на таких специалистов к 2024 году стремительно взлетит. Каждый год отрасль будет нуждаться в 186 000 новых инженеров, поэтому существующим работникам промышленного сектора неизбежно придется проходить дополнительное обучение и осваивать новые технологии.
Эту тенденцию подтвердил и Всемирный экономический форум. В отчете Future of Jobs 2018 года Клаус Шваб (Klaus Schwab), основатель и исполнительный председатель ВЭФ, предположил, что освоение новых технологий может «обеспечить развитие бизнеса, привести к появлению новых профессий и увеличению рабочих мест — однако для этого компаниям необходимо привлечь по-настоящему мотивированных и быстро обучающихся работников, у которых есть навыки, соответствующие требованиям завтрашнего дня». Согласно отчету, «может появиться 133 миллиона вакансий, которые отразят новое разделению труда между людьми, машинами и алгоритмами». Если сравнить этот прирост с 75 миллионами рабочих мест, которые исчезнут из-за ИИ и автоматизации, будущее уже не кажется столь мрачным.
Человек — удивительное и уникальное существо, но у него есть свои недостатки. Иногда мы неважно себя чувствуем и не выходим на работу. Мы также не можем быть отличными специалистами сразу во всем, как бы ни старались. Поэтому, как и многие поколения до нас, мы всегда будем искать более простые, быстрые, надежные и менее затратные способы делать ту или иную работу. Новые методики и подходы к работе неизбежно приводят к исчезновению традиционных профессий — однако это никогда не было и не будет большой проблемой. Профессии меняются, уходят целые эпохи — так было всегда. Четвертая промышленная революция уже не является новостью (и многие уже говорят о Пятой), и на нашем веку мы наверняка увидим множество революционных технологических новшеств. Разумеется, серьезные перемены требуют осторожности, но в то же время это отличный повод развиваться, учиться и с надеждой смотреть в будущее.
Автор: Джон Кирвен (John Kirven)