Русская сказка в современном прочтении. Хороша
Насколько плохи оказались «Защитники» (2017) с претензией на исконно российское супергеройское кино, настолько же хорош «Последний Богатырь». Для успеха режиссёру Дмитрию Дьяченко не понадобились даже диснеевские возможности, он всего-то прочитывает народные сказки на современном языке.
О фильме
Логичнее было бы сравнить «Последнего Богатыря» с «Книгой мастеров» (2009), которая также снята в сотрудничестве с Disney и представляет собой синтез всех русских сказок. Однако то была российская работа на уровень зарубежной компании, из которой закономерно ничего не вышло. Картина-сказка от команды сценаристов сериалов «Мамочки» (2015-2017), «Отель Элеон» (2016-…), «Кухня» (2012-2016) и фильма «Кухня в Париже» (2014), которые в команде или единолично режиссировал Дьяченко, ориентирована на отечественного зрителя. Она обладает более понятной композицией и контрастом соединяет в себе цинично-скептичную реальность в Москве и наивно-волшебную действительность в Белогорье, куда попадает столичный парень Иван.
Этим-то Дмитрий Дьяченко, понабравшийся опыта также с «Квартетом И» на фильмах «День Радио» (2008), «О чем говорят мужчины» (2010) и «О чем ещё говорят мужчины» (2011) и чуть не спустивший всё на «СуперБобровых» (2016), и равняется на современного российского зрителя. Аудитория знакома с комедийным жанром Америки, но любовь к образам из детства непобедима. Соединение этого и обеспечило успех картине. Более того, создатели «Богатыря» допускают все события в реальности, чем когда-то в свое время очаровала всех Джоан Роулинг со своей франшизой о Гарри Поттере.
Сюжет
Ведь главный герой не надуманно-идеальный образ, а обычный смекалистый парень из столицы, которым может быть каждый. Он вырос в бедноте в детском доме, а сегодня раскидывается пятитысячными купюрами так же легко, как их зарабатывает. Шарлатанством. И как иронично, что все секреты сложных заданий ему сдает оператор телевизионной игры «Битва магов», которую ведет Сергей Сафронов. А в Белогорье Иван попадает совершенно случайно, но при этом закономерно. По крайней мере, так говорит ему лесной волшебник, называющий почему-то Ивана сыном Ильи Муромца.И
О сюжете
Фильм, безусловно, обладает всеми теми клише, которые давно известны кинематографу. И чем дальше, тем меньше они влияют на зрителя. Но здесь неуклюжесть главного героя, коллизии русского волшебства и ироничное отношение к серьёзной обстановке придают ленте особенный шарм. И ведь не поспоришь с харизматичным Виктором Хориняком в роли Ивана, что любое колдовство может начаться с банальных знаний химии и физики или закончиться применением автомата Калашникова.
В той же «Книге мастеров» Баба Яга, Кощей Бессмертный, Иван, Добрыня , которые уже стали чужими российскому зрителю под давлением американских фильмов, кажутся какими-то дикими и немодными. Здесь же они приобретают черты национальных героев и антигероев из детства, не только давно вышедших со страниц детских сказок на экран, но и переросших свои жесткие и давно устаревшие амплуа.
Образы и актёры
«Последний Богатырь» тем и подкупает любого взрослого, которого сегодня не проведёшь только графикой, а нужно дать ещё пищу для ума и человечинку в виде душевной доброты. Любой персонаж или ситуация не всегда оказываются тем, чем они представляются изначально. Это несоответствие очевидно даже визуально. Например, в такой идеально-пропорциональной внешности Варвары от Екатерины Вилковой удивляет ее расчетливость, в хрупкости Василисы в исполнении дебютантки большой роли Милы Сивацкой – стойкость, в брутальности Ивана – трусливость, в безжалостности Кощея от Константина Лавроненко – совестливость. А в образе национального героя Добрыни, в котором не сразу узнаёшь Евгения Дятлова, – узколобость.
Есть и прямые отсылки к уже известным образам из зарубежного кино. Например, забавный маг с сумасшедшинкой, что возвращает Ивана в родные края, вызывает параллели с тем причудливым повелителем природы из мира «Хоббита: Нежданное путешествие» (2012). Водяной, вопреки тем воспоминаниям о старике с рыбьим хвостом, которому «летааать охота», ассоциируется с жертвой Дэйви Джонса из фильма «Пираты Каибского моря: Сундук мертвеца» (2006). Поле боя, где сокрыт меч-кладенец, уж очень напоминает поле битвы из «Хроник Нарнии» (2005).
Сюда хочется отнести и Бабу-Ягу. Потому что в этой противно-притягательной старушке просто не узнать Елену Яковлеву. Грим выполнен на высшем уровне, который мы привыкли опять же наблюдать в зарубежном кино. Но здесь важнее не это, а то, насколько все это гармонично смотрится в в российском кино-сказке.
Вывод
Для боли в животе от здорового хохота, как показывает на практике режиссёр, оказывается, не нужны голые зады зарубежного брата или двусмысленные колкие скабрезности, всегда граничащие с пошлостью. Только-то хит Стаса Михайлова для Чуда-Юда «Всё для тебя…», крепкие русские ругательства из ряда бранных слов, преданность и характер Избушки, что на курьих ножках, и уж больно ушлая нанятая домоправительница Ивана. «Всё для вас», – будто шепчет между кадрами Дмитрий Дьяченко, танцуя свой задобрительный танец для скептичного зрителя. И весьма успешно.