Многие родители стремятся к гуманизму в воспитании детей. Но как быть с противоречиями современного общества, где открытая агрессия по-прежнему является элементом нормы? Что делать, чтобы не растить детей в тепличных, «стерильных» условиях? Ведь мир может оказаться вполне недружелюбным.
Конечно же, ребенку нужно дать пример того, как постоять за себя. Но ненасильственным способом. Для решения подобных вопросов мы в методе Монтессори используем две методики «Контейнирование эмоций» и «Уроки вежливости и любезности».
Контейнирование эмоций
Если ребенок жалуется дома, что его обижают, нам, как родителям важно поддержать малыша, помочь прожить свои эмоции и не обесценивать их. Это первый шаг в решении вопроса.
Часто, чтобы прожить эмоцию достаточно ею поделиться, рассказать. Но маленькие дети не умеют пока распознавать свои чувства. В этом случае компетентный взрослый может помочь ребёнку, разделить с ним негативные эмоции. Например: «Я вижу, как ты злишься, понимаю как тебе было обидно».
Это и называется контейнирование эмоций: мы, как большой контейнер, забираем себе часть боли ребенка, разрешаем открыто поплакать, проговорить вслух свои ощущения.
После «контейнерования» важной частью воспитания является помощь в поиске «ответственного решения». Как только ребёнок успокоился, можно сказать: «Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как мы будем с этим разбираться». Нужно помочь ребенку найти решение, чтобы впредь не попадать в подобные ситуации или, чтобы исправить случившееся. Маленьким детям можно предложить на выбор 2-3 варианта действия и поддержать в их осуществлении.
Уроки вежливости и любезности
В случае с обидчиками можно научить ребенка простому методу самозащиты, актуальному для дошкольников. Это можно сделать и дома, используя «Урок вежливости и любезности».
Такие уроки мы проводим только в позитивной атмосфере, когда все спокойны, а эмоции уже «сконтейнированы». Уроки вежливости и любезности можно проводить в моменте возникновения социально неблагоприятных ситуаций (после контейнерования) или в любое свободное время.
Урок состоит из 3-х этапов:
1. Помогаем ребенку представить ситуацию с помощью наводящего вопроса, допустим: «А бывает так, что кто-то без спроса прикасается к тебе, толкается или даже бьет?» Ждем, когда ребенок согласиться, проговариваем, что понимаем как это обидно и предлагаем решение.
2. «Посмотри, что в этом случае можно сделать» Выставляем обе руки вперед, скрещенными ладонями в сторону воображаемого обидчика и произносим: «Стоп! Шаг назад! Мне неприятно!» Этой действие со словами повторяем несколько раз.
3. Предлагаем ребенку самому попробовать остановить воображаемого агрессора, используя данным метод.
Возможно, в первый раз ребенок будет не готов повторить. Не стоит настаивать. Лучше через некоторое время показать этот урок еще раз. Следует каждый раз повторять все 3 этапа урока. Мы должны помнить, что для закрепления навыка понадобится время и повторение. Нужно быть готовым к тому, что такой урок придется повторить порой более десятка раз, прежде чем ребенок начнет применять его в жизни.
Важная часть этого метода не только в повторении навыка, но и в проживании ребенком своих негативных эмоций. Непрожитые эмоции притягивают повторные, похожие ситуации и проявляются с новой силой. Зашкаливание эмоций — это всегда результат их регулярного подавления.
Контейнирование эмоций — способность не раниться, не разрушаться от собственных эмоций, а проживать их безопасно для других членов социума. Это своего рода терапия.
Метод Монтессори — это не только философия гуманизма, но и научная психопедагогика, и наша главная задача — помочь ребенку вырасти психически и физически здоровым, позитивно социализированным человеком, умеющим ненасильственно защитить себя и других.
Марина Белых — практикующий Монтессори педагог АМИ (3-6)