Найти в Дзене
Монтессори.Дети

Как научить ребёнка постоять за себя

Оглавление

Многие родители стремятся к гуманизму в воспитании детей. Но как быть с противоречиями современного общества, где открытая агрессия по-прежнему является элементом нормы? Что делать, чтобы не растить детей в тепличных, «стерильных» условиях? Ведь мир может оказаться вполне недружелюбным.

Конечно же, ребенку нужно дать пример того, как постоять за себя. Но ненасильственным способом. Для решения подобных вопросов мы в методе Монтессори используем две методики «Контейнирование эмоций» и «Уроки вежливости и любезности».

Контейнирование эмоций

Если ребенок жалуется дома, что его обижают, нам, как родителям важно поддержать малыша, помочь прожить свои эмоции и не обесценивать их. Это первый шаг в решении вопроса.

Часто, чтобы прожить эмоцию достаточно ею поделиться, рассказать. Но маленькие дети не умеют пока распознавать свои чувства. В этом случае компетентный взрослый может помочь ребёнку, разделить с ним негативные эмоции. Например: «Я вижу, как ты злишься, понимаю как тебе было обидно».

Это и называется контейнирование эмоций: мы, как большой контейнер, забираем себе часть боли ребенка, разрешаем открыто поплакать, проговорить вслух свои ощущения.

После «контейнерования» важной частью воспитания является помощь в поиске «ответственного решения». Как только ребёнок успокоился, можно сказать: «Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как мы будем с этим разбираться». Нужно помочь ребенку найти решение, чтобы впредь не попадать в подобные ситуации или, чтобы исправить случившееся. Маленьким детям можно предложить на выбор 2-3 варианта действия и поддержать в их осуществлении.

Уроки вежливости и любезности

В случае с обидчиками можно научить ребенка простому методу самозащиты, актуальному для дошкольников. Это можно сделать и дома, используя «Урок вежливости и любезности».

Такие уроки мы проводим только в позитивной атмосфере, когда все спокойны, а эмоции уже «сконтейнированы». Уроки вежливости и любезности можно проводить в моменте возникновения социально неблагоприятных ситуаций (после контейнерования) или в любое свободное время.

Урок состоит из 3-х этапов:

1. Помогаем ребенку представить ситуацию с помощью наводящего вопроса, допустим: «А бывает так, что кто-то без спроса прикасается к тебе, толкается или даже бьет?» Ждем, когда ребенок согласиться, проговариваем, что понимаем как это обидно и предлагаем решение.

2. «Посмотри, что в этом случае можно сделать» Выставляем обе руки вперед, скрещенными ладонями в сторону воображаемого обидчика и произносим: «Стоп! Шаг назад! Мне неприятно!» Этой действие со словами повторяем несколько раз.

Вот таким образом скрещиваем руки. Фото автора
Вот таким образом скрещиваем руки. Фото автора

3. Предлагаем ребенку самому попробовать остановить воображаемого агрессора, используя данным метод.

Возможно, в первый раз ребенок будет не готов повторить. Не стоит настаивать. Лучше через некоторое время показать этот урок еще раз. Следует каждый раз повторять все 3 этапа урока. Мы должны помнить, что для закрепления навыка понадобится время и повторение. Нужно быть готовым к тому, что такой урок придется повторить порой более десятка раз, прежде чем ребенок начнет применять его в жизни.

Важная часть этого метода не только в повторении навыка, но и в проживании ребенком своих негативных эмоций. Непрожитые эмоции притягивают повторные, похожие ситуации и проявляются с новой силой. Зашкаливание эмоций — это всегда результат их регулярного подавления.

Контейнирование эмоций — способность не раниться, не разрушаться от собственных эмоций, а проживать их безопасно для других членов социума. Это своего рода терапия.

Метод Монтессори — это не только философия гуманизма, но и научная психопедагогика, и наша главная задача — помочь ребенку вырасти психически и физически здоровым, позитивно социализированным человеком, умеющим ненасильственно защитить себя и других.

Марина Белых — практикующий Монтессори педагог АМИ (3-6)