Этот пост про подготовку к ЕГЭ по биологии в нашем блоге не первый и не последний. Что ж, недаром ведь считается, что подготовка к этому экзамену – дело трудоемкое, требующее запоминания очень большого объема информации. В одном тексте про всё не расскажешь! В прошлый раз мы перечислили основные сведения об экзамене, дали советы, как рассчитать время на подготовку и какими материалами воспользоваться. Читайте об этом тут. Продолжаем разговор с консультантом центра поддержки семейного образования «Свободное развитие» Марией Баловневой.
На какие темы обратить особое внимание
Цитология, Молекулярная биология и биохимия. Самой сложной тематикой, которая входит в ЕГЭ по биологии, традиционно считается молекулярная биология: процессы, которые происходят в клетках, биосинтез. У кого-то вызывает затруднения информация про органоиды, а некоторые школьники не могут до конца усвоить информацию про белки и нуклеиновые кислоты.
Для сдачи ЕГЭ из молекулярной биологии нужно, как минимум, знать строение белка, отличия ДНК от РНК, виды РНК, из биохимии процесс биосинтеза пептидов и экспрессию генов и энергетический обмен. И еще несколько тем: правило Чаргаффа, принцип комплементарности и умение пользоваться таблицей генетического кода. И решать задачи с ее применением. Желательно прочитать еще и о биохимических основах жизни и цитологии — с этими областями молекулярная биология пересекается в первую очередь.
Генетика. Очень важный и тоже совсем не простой тематический блок ЕГЭ – генетика. Знания в этой области потребуются для выполнения заданий № 3, 6, а также для решения задачи 28 из второй части экзаменационных тестов. В идеале, с самого начала изучения генетики нужно очень вдумчиво относиться к учебному материалу, а повторяя его перед ЕГЭ, обратить внимание на то, как могут быть сформулированы задания в демоверсии и пробных тестах. Чтобы темы из раздела «Генетика» лучше уложились в голове, рекомендуется заниматься ими в таком порядке: начните с моно- и дигибридного скрещивания, потом изучите тему про сцепление генов, потом – про генеалогический метод, а в конце – кодоминирование.
Биологическая систематика. Часто на экзамене выпускники допускают ошибки по вопросам биологической систематики, то есть научной классификации живых организмов. Это связано с большим объемом информации, которую необходимо запомнить о различных систематических группах животного и растительного мира. Повторяя ботанику и зоологию, используйте все возможности своей памяти: не просто читайте и запоминайте, но еще и рисуйте общую схему распределения живых организмов по иерархически соподчиненным группам (хотя бы царства, подцарства, типы и классы).
Материал по биологической систематике лучше проходить подряд, по порядку, чтобы не нарушать цепочку понимания взаимосвязей внутри системы органического мира. При этом, повторяя каждый класс живых организмов, очень важно вернуться к общей схеме и понять, какое место в ней занимает данный класс, на какой ступени иерархии научной классификации биологических видов он находится. А прежде чем заглядывать в общую схему, хорошо бы по памяти нарисовать ту ее часть, которая имеет непосредственное отношение к повторяемому материалу.
Геохронология. Еще одна графическая подсказка, которую полезно будет держать перед глазами – геохронологическая шкала, отражающая последовательность развития жизни на Земле. Геохронология изучается понемногу в каждом из тематических разделов общей биологии. Но обычно никто не задается тем, чтобы свести эти разрозненные знания воедино. Так как этот материал тоже системный и достаточно объемный, то вряд ли получится запомнить последовательность и особенности всех геологических эр и периодов за месяц-два перед экзаменом. Поэтому заранее рисуем (или распечатываем готовую) схему, на которой кроме последовательности эр и периодов указаны их основные характеристики: климат, появление и основные ароморфозы животных и растительных организмов, произошедшие в этот промежуток времени (например, появление многоклеточных организмов, появление фотосинтеза и т.д.).
Кристина, эту картинку можно взять здесь:
Какие лайфхаки помогут запомнить большой объем информации
Чертим схемы. О пользе составления схем, наглядно иллюстрирующих различные классификации и системы, которые изучает биология, мы уже упомянули. Иногда схемы, сопровождаемые основной текстовой информацией, называют еще интеллект-картами. Очень рекомендуем научиться их составлять. Не поленитесь распечатать свои творения на бумаге, повесить у себя дома на самых видных местах и периодически на них поглядывать!
Вот, например, какую схему можно начертить для запоминания терминологии по генетике.
Придумываем мнемонические подсказки. Еще для более легкого запоминания последовательной информации можно использовать фразы-анаграммы. Помните, как в раннем детстве вы разучивали последовательность цветов в радуге? – «Каждый Охотник Желает Знать…» Вот и по биологии можно придумать себе подходящие считалочки, мнемонические словосочетания или фразы из слов-ассоциаций, возникающих с теми или иными научными понятиями. Например, чтобы не путать последовательность фаз в процессе деления клеток: профазы, метафазы, анафазы, телофазы, – достаточно запомнить мнемоническое словосочетание «Профессор математики», где буквы «п», «м», «а», «т» встречаются в нужном нам порядке.
Делаем цветные зарисовки. Кстати, при изучении некоторых тем, в частности, про деление клеток (митоз и мейоз) советуем для наглядности зарисовывать процессы, о которых идет речь в учебнике. Причем цветными ручками или карандашами – так будет разобраться гораздо проще.
Вот, например, какую графическую подсказку можно себе сделать для лучшего понимания и запоминания фаз мейоза:
Как правильно готовить темы по экологии и эволюционной биологии
Для понимания эти темы не сложны, но они требуют запоминания большого объема фактического материала, научных понятий и терминов. А применительно к ЕГЭ появляется еще она проблема: в части С экзаменационных тестов есть вопрос по одному из этих тематических разделов, на который нужно дать развернутый ответ. То есть, выпускнику заранее нужно наработать навыки составления таких развернутых ответов.
Начинаем заниматься этим не позднее чем за три-четыре месяца перед экзаменом. Берем вопросы из демоверсии или тренировочных заданий и набиваем руку. При этом стремимся быть точными, а не оригинальными: запоминаем шаблонные фразы в научном стиле, которые наиболее часто попадаются в учебниках, и используем их. Нелишним будет проанализировать ответы, которые опубликованы к аналогичным заданиям на сайте ФИПИ, и взять их за образец. Главное, чтобы терминология использовалась к месту, грамотно, с пониманием смысла терминов. Если они совсем не будут использованы, проверяющие снизят баллы, однако к тому же приведут и ошибки в употреблении терминологии.
В следующем посте мы подробнее поговорим о заданиях части С из ЕГЭ по биологии.