Найти тему
Пушкинский музей

Руководитель направления Пушкинский.Youth Наталья Гомберг о том, почему важно успеть подать заявку на молодежные программы музея

Наталья Гомберг, фото: Антон Сурков
Наталья Гомберг, фото: Антон Сурков

Мы решили на несколько дней продлить набор на молодежную конференцию Пушкинский.Youth и Мастерскую коллективного кино, потому что нам кажется, что это очень полезный опыт для самых разных школьников и студентов, которые хотят:

  • познакомиться с интересными специалистами (режиссерами, художниками, учеными и т.д.), которые будут руководить исследованиями
  • научиться делать исследования или снимать кино под руководством профессиональной команды
  • не бояться выступать перед широкой публикой и выставлять на ее суд свою работу после серии тренингов и репетиций
  • и главное, твердо формулировать свою позицию словами или кадрами.

Из чего состоит жизнь старшеклассника: ЕГЭ, ОГЭ, репетиторы и преследующий по пятам вопрос: кем ты хочешь быть? Как будто взрослые люди все точно знают, кто они и кем они, собственно стали. За всем этим часто теряется то, что реальный мир не похож на ЕГЭ и не делится на профильные классы. А вот на встречу с разными профессиями и профессионалами времени часто и вовсе не хватает, не говоря уже о том, что непонятно, где этого интересного профессионала взять, если родители и прочие близкие взрослые специалисты совсем не в тех областях, в которых интересно пробовать себя молодому человеку.

Все это вступление к простой мысли: если задача школы — готовить к экзаменам, то готовить к жизни в большом и взрослом мире — задача этого мира. И важно, когда взрослые люди и организации готовы в это активно включаться. Поэтому очень важно, что у Пушкинского музея сегодня есть возможность делать образовательные проекты, цель которых, гораздо шире чем знакомство с историей искусства и мировой культурой (хотя и эта цель сама по себе была прекрасной).

Что такое конференция ПY? «Если коротко, за полгода ты делаешь свое собственное исследование вместе с наставником (моей наставницей была Мария Фаликман, руководитель департамента психологии в НИУ ВШЭ)», так описывает работу в Школе подготовке конференции Станислава Ямковая, участница прошлого сезона.

С одной стороны, молодежной конференцией сложно кого-то удивить, но наша появилась для того, чтобы у молодых людей была возможность не только рассказать широкой публике о том, что их волнует, но и подготовиться к этому разговору в команде ярких специалистов так, чтобы этот опыт и дальше помогал делать исследования, доказывать свою точку зрения, не бояться говорить на волнующие темы и выступать перед публикой.

Возможна ли в искусстве жестокость? Как относиться к откровенным сценам в кино? Победит ли искусственный интеллект человека и не убьют ли деньги науку? Все это вопросы, о которых любят порассуждать люди самого разного возраста.

Но смысл проекта Конференция Пушкинский.Youth не в том, чтобы поговорить. А в том, чтобы молодые люди умели сформулировать то, что хотят сказать, знали, что слова должны быть подтверждены исследованием и могли смело, четко, громко и аргументировано рассуждать о том, что их волнует, зная, что их будут слушать.

В этом возрасте, возможно, как никогда потом, важными начинают казаться баллы, оценки и деление мира на профессиональные области. Поэтому именно для тех, кому 14 - 19 так нужно говорить о том, что важно вне зависимости ни от чего и знать, что мир гораздо богаче, чем деление на профильные классы.

Поэтому, видимо, сами ребята и придумали междисциплинарную конференцию, а музей им помог. Благодаря поддержке музея у участников появились наставники — специалисты из разных сфер науки и практики.

🔥 Кирилл Медведев (Kirill Medvedev) – директор Новая школа и член экспертного совета Политехнический музей, – и команда Новой школы. Они курируют исследования в области образования.

🔥 Александр Марков – философ, филолог и культуролог. Он курирует работы в области философии и культурологии: как человек воспринимает мир и взаимодействует с ним.

🔥 Вера Мильчина – филолог, историк литературы и переводчица. Она курирует работы в области текста – от филологических исследований до ваших собственных литературных произведений.

🔥 Владимир Определенов – замдиректора по IT Пушкинского музея и завкафедрой IT в сфере культуры в НИУ ВШЭ. Он курирует работы о технологиях: от голосовых помощников до экзоскелетов.

🔥 Ксения Перетрухина (Ksenia Peretrukhina) – театральный художник, лауреат премии «Золотая маска». Она курирует исследования театра: конкретных постановок и общих тенденций, границ между театром и другими видами искусства.

🔥 Александр Поддьяков – профессор психологии НИУ ВШЭ. Он курирует все исследования человека, человеческих психологических состояний и восприятия.

🔥 Ilya Tomashevich – режиссер и куратор программ в шести разных киношколах. Он, что логично, курирует работы о кино: о конкретных фильмах и общих чертах и традициях кинематографа.

🔥 Анна Трапкова (Anna Trapkova) – генеральный директор Музей Москвы и бывший замдиректора по развитию Пушкинского музея. Она курирует работы о городе и природе – урбанистике и экологии.

🔥 Ольга Шишко – заведующая отделом кино- и медиаискусства Пушкинского музея. Она курирует исследования современного и актуального искусства.

Мастерская коллективного кино — возможность попробовать себя в роли режиссера и под руководством профессионала воплотить то, что для многих недостижимая и магическая мечта: стать участником полнометражного фильма. Для меня, как для дочки врача и химика, профессия кинорежиссера вообще всю жизнь была чем-то вроде «волшебника» или, на худой конец, «алхимика» (этот хотя бы ученый, что делает его чуть более реальным).

У участников мастерской и конференции есть возможность не просто советоваться, а работать вместе с разными удивительными специалистами, которые, готовы быть их кураторами, наставниками и соавторами. А музей - готов быть той площадкой, где происходит эта встреча и местом, где будет продемонстрирован итог работы.

Как и многие современные старшеклассники участники конференции имеют мало опыта в сфере устного публичного выступления, поэтому программа “Школы” включает в себя тренинги по публичному выступлению, самоощущению на сцене, навыкам самопрезентации, дизайн-мышлению, разработанные психологом Мариной Бебик и архитектором Марией Фадеевой специально для программы “Школы”. У участников есть уникальная возможность готовиться прямо в Итальянском дворике музея, в то время, когда для посетителей музей закрыт.

И да, не все смогут стать участниками, потому что количество мест не безгранично, а участие требует времени и сил, но важная часть всей этой истории — публичная образовательная программа для всех, у кого по тем или иным причинам не получилось стать участникам. А каждый из наставников расскажет о том, что, как ему кажется, интересно молодежи. Все лекции публичной программы рассчитаны на слушателей от 14 лет и вход на них свободный.

На конференции Пушкинский.Youth весной, участники лишний раз нам напомнят, что музей — не просто место хранения памятников, а площадка для дискуссий, самых разных и междисциплинарных. Главное — честных и живых. А через год мы увидим первый полнометражный фильм о музее, снятый непрофессиональными режиссерами.

И здорово, что кто-то в 17 лет может сказать:

«Пушкинский музей – это очень открытая площадка; у наставников все хорошо с критическим мышлением, ты можешь говорить свободно. В своем выступлении можно затронуть любую близкую тебе тему.

Свое исследование я посвятила ответу на вопрос, и меня никто не ограничивал, наоборот: участники проекта помогали мне, делились материалами и историями из жизни».

В общем, участвовать явно полезно всем от 14 до 21, кому есть, что сказать, а хочется говорить еще лучше в компании интересных собеседников.

Подробнее о сроках подачи и условиях здесь: https://pushkinmuseum.art/education/youth/index.php?lang=ru