Cтоит ли это смотреть в кино?
Если вы отправитесь в кино, вооружившись снобским пренебрежением: "ну, посмотрим, что там эти киноделы понаснимали", то у вас будет достаточно поводов воскликнуть "ну я так и знал!". У фильма есть проблемы и этих проблем много: это проблемы, свойственные фантастике в целом - то, что персонажи выполняют функцию в сюжете а не показывают нам людей, поэтому возникают вопросы к мотивам и вообще к драматургии; это и проблемы конкретно российской фантастики - у нас сценаристы и режиссеры прочитали в учебниках, что в финале надо максимально обострить противостояние антагонистов и поэтому, они стараются поместить рукопашную схватку в финал даже там, где логика от этого страдает, как в "Обитаемом острове", да и в "Аванпосте" этого же не избежали; есть проблемы с логикой на уровне конкретных действий персонажей, скажем, когда герой, которому некоторое время назад проткнули вилами бок (а значит у него внутреннее кровотечение, повреждены органы и порваны мышцы, причем надо понимать, что полостные ранения - самые болезненные) а он, забыв о ранах проявляет неумеренную сексуальную прыть - в это не веришь. Это все есть.
И есть при этом неожиданные твисты. Есть очень хорошо выстроенная визуальность. Есть - наконец-то! - умные военные. Военных в фильме вообще много, кажется даже, что это снимали как рекламный ролик Армии России (и мне не показалось это глупым, пока я смотрел ленту), ну а раз есть военные, то они военным образом действуют - стреляют, убегают, берутся, получают ранения и т.д. И это смотрится не постыдно. Есть отличные визуальные решения, причем как позаимствованные из модного современного кинематографа (некоторые сцены напомнили мне Блейдраннера - и первого и второго), так и отличные собственные находки.
Особо спасибо за то, что кино старательно эксплуатирует штампы фантастики, но не напрямую, а с тем, чтобы ввести нас в заблуждения: сначала нам все показывают, будто это типичный постап, потом возникает мысль, что это кино про глобальную эпидемию, затем дают нам возможность "понять" - да, это про эпидемию, но про зомби-эпидемию, затем возникают супергеройские мотивы, ну а потом мы наконец-то узнаем правду. При этом - обратите внимание! - нас ни разу не обманули, а дали возможность обмануться самим.
То есть мы имеем добротную боевую фантастику с элементами конспирологического кино, с неожиданными поворотами, с хорошей визуальностью и парадоксальным финалом. То есть в целом, я считаю, что при всех, довольно многочисленных, проблемах фильма это значительный шаг вперед к отличной "блокбастерной" фантастике, за которую будет не стыдно.
Что в начинке фильма?
Поскольку я считаю, что денег за билет не жалко и смотреть это надо в кино (даже, чтобы потом ругать!), то спойлеров не будет. Скажу только, что по завершению проката я буду спорить с этим фильмом и главный предмет моего спора будет состоять с центральной мыслью ленты: человек есть зло. Больше я об этом сказать ничего не могу, не раскрывая сюжета, поэтому ждите подробного разбора "Аванпоста", который я подготовлю, как только лента откатается в кинотеатрах.
В завершении: как я уже сказал, фильм есть за что поругать. Но еще раз вас прошу - вспомните "Обитаемый остров" и "Притяжение" перед тем, как отправляться в кинотеатры. И сравните с "Аванпостом". Может быть нам хватит всеми нами любимого Евгена Баженова, может быть одного Бэдкомидиана достаточно для России? Может нам как-то и похвалить те фильмы, где люди все-таки старались? А в "Аванпосте" старания видны на экране, они там очевидны и я их перечислил? Может быть меньше снобизма, ведь ругать - так несложно? Но это уже, конечно, на ваше усмотрение.
Ну и все-таки я дам вам по поводу ленты несколько подсказок, не раскрывая содержания. Итак, что же посмотреть до того, как идти на "Аванпост"?
Падение черного ястреба
Как я уже сказал, войны в фильме много и она во многом напомнила мне этот, ставший классическим американский фильм о том, как американсая армия пытается выбраться из той жопы, в которую её отправили политики. По масштабу "Аванпост" не тягается с "Ястребом", но так в "Ястребе" ничего кроме войны нету, а в "Аванпосте" есть. Но иметь в памяти "Падение черного ястреба" неплохо бы иметь, чтобы быть готовы к плотному огню, который ждет вас в новом российском фильме.
"Бегущий по лезвию бритвы", оба фильма
В "Аванпосте" много Москвы ближайшего будущего, много голограмм, дронов, везущих посылки и очень похожих на летающие машины, много неонового света, больших ровных поверхностей и вообще много визуальных отсылок к "Блейдраннеру". Приятно то, что "Аванпост" не заимствует напрямую, а, скорее, подхватывает атмосферу. Причем если в "Бегущем" все показано как эпоха высокотехнологичного упадка (отчего этот фильм называют классикой киберпанка до киберпанка) то "Аванпост" из хайтека делает гламур. И в то же время явно видна связь. Позже я буду с большим интересом разбираться - как это сделано.
"Близкие контакты третьего рода"
А в дополнении к ним - книги Дэникена. Простите, но я не могу ничего объяснить, не раскрывая сюжета. Причем, я думаю, что сказал уже даже лишку. Но удержаться не мог, простите.
Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис", "Женщину на Луне" и "Аэлиту".
Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.