Найти тему
Фантастика сегодня

Аванпост: что посмотреть перед фильмом?

Оглавление

Cтоит ли это смотреть в кино?

Если вы отправитесь в кино, вооружившись снобским пренебрежением: "ну, посмотрим, что там эти киноделы понаснимали", то у вас будет достаточно поводов воскликнуть "ну я так и знал!". У фильма есть проблемы и этих проблем много: это проблемы, свойственные фантастике в целом - то, что персонажи выполняют функцию в сюжете а не показывают нам людей, поэтому возникают вопросы к мотивам и вообще к драматургии; это и проблемы конкретно российской фантастики - у нас сценаристы и режиссеры прочитали в учебниках, что в финале надо максимально обострить противостояние антагонистов и поэтому, они стараются поместить рукопашную схватку в финал даже там, где логика от этого страдает, как в "Обитаемом острове", да и в "Аванпосте" этого же не избежали; есть проблемы с логикой на уровне конкретных действий персонажей, скажем, когда герой, которому некоторое время назад проткнули вилами бок (а значит у него внутреннее кровотечение, повреждены органы и порваны мышцы, причем надо понимать, что полостные ранения - самые болезненные) а он, забыв о ранах проявляет неумеренную сексуальную прыть - в это не веришь. Это все есть.

"Аванпост", кадр из фильма
"Аванпост", кадр из фильма

И есть при этом неожиданные твисты. Есть очень хорошо выстроенная визуальность. Есть - наконец-то! - умные военные. Военных в фильме вообще много, кажется даже, что это снимали как рекламный ролик Армии России (и мне не показалось это глупым, пока я смотрел ленту), ну а раз есть военные, то они военным образом действуют - стреляют, убегают, берутся, получают ранения и т.д. И это смотрится не постыдно. Есть отличные визуальные решения, причем как позаимствованные из модного современного кинематографа (некоторые сцены напомнили мне Блейдраннера - и первого и второго), так и отличные собственные находки.

Особо спасибо за то, что кино старательно эксплуатирует штампы фантастики, но не напрямую, а с тем, чтобы ввести нас в заблуждения: сначала нам все показывают, будто это типичный постап, потом возникает мысль, что это кино про глобальную эпидемию, затем дают нам возможность "понять" - да, это про эпидемию, но про зомби-эпидемию, затем возникают супергеройские мотивы, ну а потом мы наконец-то узнаем правду. При этом - обратите внимание! - нас ни разу не обманули, а дали возможность обмануться самим.

"Аванпост", кадр из фильма
"Аванпост", кадр из фильма

То есть мы имеем добротную боевую фантастику с элементами конспирологического кино, с неожиданными поворотами, с хорошей визуальностью и парадоксальным финалом. То есть в целом, я считаю, что при всех, довольно многочисленных, проблемах фильма это значительный шаг вперед к отличной "блокбастерной" фантастике, за которую будет не стыдно.

Что в начинке фильма?

Поскольку я считаю, что денег за билет не жалко и смотреть это надо в кино (даже, чтобы потом ругать!), то спойлеров не будет. Скажу только, что по завершению проката я буду спорить с этим фильмом и главный предмет моего спора будет состоять с центральной мыслью ленты: человек есть зло. Больше я об этом сказать ничего не могу, не раскрывая сюжета, поэтому ждите подробного разбора "Аванпоста", который я подготовлю, как только лента откатается в кинотеатрах.

"Аванпост", кадр из фильма
"Аванпост", кадр из фильма

В завершении: как я уже сказал, фильм есть за что поругать. Но еще раз вас прошу - вспомните "Обитаемый остров" и "Притяжение" перед тем, как отправляться в кинотеатры. И сравните с "Аванпостом". Может быть нам хватит всеми нами любимого Евгена Баженова, может быть одного Бэдкомидиана достаточно для России? Может нам как-то и похвалить те фильмы, где люди все-таки старались? А в "Аванпосте" старания видны на экране, они там очевидны и я их перечислил? Может быть меньше снобизма, ведь ругать - так несложно? Но это уже, конечно, на ваше усмотрение.

Ну и все-таки я дам вам по поводу ленты несколько подсказок, не раскрывая содержания. Итак, что же посмотреть до того, как идти на "Аванпост"?

"Аванпост", кадр из фильма
"Аванпост", кадр из фильма

Падение черного ястреба

Как я уже сказал, войны в фильме много и она во многом напомнила мне этот, ставший классическим американский фильм о том, как американсая армия пытается выбраться из той жопы, в которую её отправили политики. По масштабу "Аванпост" не тягается с "Ястребом", но так в "Ястребе" ничего кроме войны нету, а в "Аванпосте" есть. Но иметь в памяти "Падение черного ястреба" неплохо бы иметь, чтобы быть готовы к плотному огню, который ждет вас в новом российском фильме.

"Черный ястреб", кадр из фильма
"Черный ястреб", кадр из фильма

"Бегущий по лезвию бритвы", оба фильма

В "Аванпосте" много Москвы ближайшего будущего, много голограмм, дронов, везущих посылки и очень похожих на летающие машины, много неонового света, больших ровных поверхностей и вообще много визуальных отсылок к "Блейдраннеру". Приятно то, что "Аванпост" не заимствует напрямую, а, скорее, подхватывает атмосферу. Причем если в "Бегущем" все показано как эпоха высокотехнологичного упадка (отчего этот фильм называют классикой киберпанка до киберпанка) то "Аванпост" из хайтека делает гламур. И в то же время явно видна связь. Позже я буду с большим интересом разбираться - как это сделано.

"Бегущий по лезвию бритвы 2049", кадр из фильма
"Бегущий по лезвию бритвы 2049", кадр из фильма

"Близкие контакты третьего рода"

А в дополнении к ним - книги Дэникена. Простите, но я не могу ничего объяснить, не раскрывая сюжета. Причем, я думаю, что сказал уже даже лишку. Но удержаться не мог, простите.

"Близкие контракты третьего рода", кадр из фильма
"Близкие контракты третьего рода", кадр из фильма

Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис", "Женщину на Луне" и "Аэлиту".

Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.