Мы слышали, что тот, или иной обвиняемый или подозреваемый отказывается давать показания, ссылаясь на 51 статью Конституции РФ. Для начала давайте рассмотрим эту статью.
Статья 51 Конституции РФ звучит так:
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
И тут может возникнуть вопрос: а кто такие близкие родственники и что за иные случаи, предусматривающие освобождение от дачи показаний?
Близкие родственники - муж, жена, родители, дети (в т.ч. усыновленные), усыновители, только родные братья и сестры, дедушки и бабушка, внуки. А под "иными случаями" подразумевается целый список лиц: судья, присяжный заседатель (об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу); адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого (об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого); адвокат (об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи, за исключением случаев, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат с согласия лица, которому он оказывал юридическую помощь); священнослужитель (об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди); член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия (об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий); должностное лицо налогового органа (об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с предоставленными сведениями, содержащимися в специальной декларации); арбитр (третейский судья) (об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе арбитража (третейского разбирательства)).
Исходя из вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
1. Любой человек вправе по своему усмотрению решать, свидетельствовать ему в отношении себя самого, своего супруга и близких родственников или отказаться от дачи показаний. При этом процессуальная роль допрашиваемого лица не имеет существенного значения: даже если человек формально не является подозреваемым или обвиняемым, от него нельзя под угрозой ответственности требовать показаний по делу, в котором имеются доказательства его причастности к совершению преступления (например, по делу, выделенному в отношении одного из соучастников преступления в отдельное производство). Точно так же не имеет значения для реализации закрепленного в анализируемой норме то, является ли супруг или близкий родственник допрашиваемого участником процесса (подозреваемым или обвиняемым), при этом важной гарантией права лица отказаться от дачи показаний против себя самого является закрепленное в п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ положение, согласно которому показания обвиняемого, подозреваемого, данные в ходе досудебного производства в отсутствие защитника и не подтвержденные обвиняемым, подозреваемым в суде, признаются недопустимыми доказательствами. Данное положение направлено на предотвращение случаев возможных злоупотреблений служебным положением со стороны сотрудников органов предварительного расследования, добивающихся в нарушение ч. 1 комментируемой статьи в ходе дознания или предварительного следствия от обвиняемого, подозреваемого признательных показаний с расчетом на то, что именно эти показания впоследствии будут положены в основу приговора.
2. Суды и иные правоприменительные органы не могут обязать допрашиваемое лицо в той или иной форме свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников. Они не вправе использовать для получения таких показаний угрозы (в том числе ответственностью), шантаж, иное принуждение, равно как и обман (в частности, умолчание о праве отказаться от дачи показаний). Это, конечно, не означает, что следователь или суд не может предлагать лицу дать подобные показания или пытаться в законных рамках с помощью специальной тактики и методики ведения допроса добиваться таких показаний.
3. Отсутствие обязанности свидетельствовать против себя самого или против своих близких родственников предполагает право человека отказаться не только от дачи показаний, но и от предоставления правоприменительным органам иных компрометирующих его доказательств: предметов и орудий преступления, других вещественных доказательств, документов и т.д.
4. Доказательства, которые были получены от подозреваемого, обвиняемого, их близких родственников принудительно или вследствие неразъяснения права отказаться от дачи показаний не могут быть положены в основу выводов и решений по уголовному делу
5. Отказ от дачи показаний, равно как и заранее не обещанное укрывательство преступления, а применительно к обвиняемому (подозреваемому) также дача заведомо ложных показаний не могут влечь уголовную или иную ответственность для вышеуказанных лиц.
Подведем краткий итог:
Подозреваемый или обвиняемый ВПРАВЕ отказаться от показаний, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ. В некоторых ситуациях это, конечно, может осложнить дело, но нередко бывает, что и наоборот. Каждый сам выбираем: ссылаться ему на эту статью или нет. Во время допроса, на следствии или в суде человек также может на каждый вопрос следователя или судьи ответить молчанием, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ, но каждый случай индивидуален. Любое действие, в том числе и отказ от дачи показаний, должно быть обдумано, все его последствия необходимо взвесить. К сожалению, многие часто неправильно понимают значение этой статьи и используют ее неправильно, что приводит к печальным последствиям.