Найти тему
Андрей Кузнецов

Создание проектных офисов

Предлагаю обсудить проблемы создания проектных офисов для реализации государственных проектов и программ.
Предлагаю обсудить проблемы создания проектных офисов для реализации государственных проектов и программ.

В современных условиях все большую актуальность приобретают проблемы управления на различных уровнях от микроуровня до макро (общечеловеческого, глобального) уровня. С одной стороны, управленческая деятельность является одним из старейших видов социальной деятельности человека и появляется с момента осознания им себя как существа социального. Рассмотрим становление науки управления на примере управления проектами.

История методик управления проектами насчитывает десятки тысяч лет. Результаты одних проектов мы с вами видим до сих пор (египетские пирамиды и ирригационные каналы, Великая китайская стена), а о других можем судить лишь по описаниям современников (военные походы Чингиз-хана и Александра Македонского, морские экспедиции Колумба и Магеллана). Сегодня существуют серьезные научные работы, посвященные методам управления проектами, которые применяли древние египтяне при строительстве пирамид и викинги, когда проводили военные операции. Вот где приходит на ум пословица «Все новое – это хорошо забытое старое»…публикованы статьи в Журнале "Вестник МЧС России" № 5 и 9 за 2013 год

В России реализуются - 43 федеральных целевых программ (2019 г.)
В России реализуются - 43 федеральных целевых программ (2019 г.)

Основные направления госпрограмм:

  • Новое качество жизни
  • Инновационное развитие и модернизация экономики
  • Эффективное государство
  • Сбалансированное региональное развитие
  • Обеспечение национальной безопасности
Старые подходы при реализации проектов и программ в настоящее время не действуют.
Старые подходы при реализации проектов и программ в настоящее время не действуют.

Старые подходы при реализации проектов и программ в настоящее время не действуют, всё больше и больше говорится о модернизации всей цепочки государственных отношений. Этому способствует как социальное, так и экономическое развитие общества, что непосредственно влияет на зависимость от современных технологий, которые стабильно закрепились в нашей жизни.

Руководителям программ, при современном объеме управленческой информации, испытывают на себе информационный перегруз и справиться без информационных технологий под час невозможно. Так при реализации крупных государственных проектов необходима система автоматизации процессов управления для повышения эффективности реализации проектов и программ.

Примеры систем управления проектами
Примеры систем управления проектами

Все больше крупных государственных проектов и инвестиционных программ реализуются с применением проектного подхода используя информационные системы управления проектами (ИСУП). Как пример можно привести подготовку к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 и многие другие мероприятия.

Сравним программы организации мероприятий на примере зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. и подготовка чемпионата мира по футболу 2018 г.
Сравним программы организации мероприятий на примере зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. и подготовка чемпионата мира по футболу 2018 г.
Из чего строится информационная система управления проектами (ИСУП)
Из чего строится информационная система управления проектами (ИСУП)

При разработке технического задания на разработку информационной системы управления проектами и программами необходимо задаться вопросами: ЧЕМ управляем? КТО управляет? КАК управляет?

Хочу отметить важность трех компонентов – Единая методология, ИТ-решения (платформа на которой создана информационная система), обученный персонал.

Цель Корпоративной системы управления проектами: создание условий/ инструментов для эффективной реализации проектов (достижения заявленных целей проектов в рамках существующих ограничений по срокам, бюджетам.)

Внедрение информационной системы и организация работы проектного офиса позволит решать следующие задачи:
Внедрение информационной системы и организация работы проектного офиса позволит решать следующие задачи:
  • Достижение целевых показателей.
  • Организация календарного планирования.
  • Организация достоверной отчетности.
  • Организация проведения совещания.
  • Организация контроля проектных решений.
  • Организация управление рисками.
  • Организация централизованного документооборота по проектам.
  • Поддержка контрактной работы.
  • Регламентное и методическое обеспечение процессов управления проектами.

Целевые показатели
Целевые показатели

Остановимся подробней на каждой задаче, описанной выше:

Целевые показатели - это прогнозируемые конечные результаты реализации программы, имеющие количественную оценку.

  • Определение показателей,
  • Сведение интегральных показателей по портфелям и программам,
  • мониторинг достижения показателей проекта
Календарное планирование
Календарное планирование

Календарное планирование – это ключевой и важный процесс, результатом которого является утвержденный календарный план по каждому мероприятию. Цель календарного планирования – получить точное и полное расписание проекта с учетом работ, их длительностей, необходимых ресурсов и назначение ответственных по каждой группе работ.

Номой взгляд важным аспектом является управление ресурсами:

  • Деньги;
  • Материалы;
  • Люди;
  • Техника.

Если одного из ресурсов не хватает, реализация проекта останавливается.

Если ресурсы в излишке – эффективность использования ресурсов снижается или просто разворовывается.

Достоверная отчетность
Достоверная отчетность

Отчетность реализации проектов и программы.

  • Сбор отчетности с участников проекта,
  • Консолидация и формирование сводных отчетов.
  • Анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей,
  • Прогнозирование достижения целей проекта,
  • Определение причин задержек путем сравнения объема работ и дат завершения,
  • Подготовка и анализ последствий корректирующих воздействий,
  • Принятие решений о воздействиях и изменениях.
Проведение совещаний
Проведение совещаний

Проведение совещаний

  • Формирование повестки и определение участников,
  • Подготовка и согласование протоколов, контроль их исполнения,
  • Проведение интерактивных совещаний для быстрого принятия решений.
Контроль проектных решений
Контроль проектных решений

Контроль проектных решений.

  • Ведение реестра поручений.
  • Контроль исполнения поручений.
  • Формирование аналитики по исполнению поручений.
Управление рисками
Управление рисками

Управление рисками.

  • Выявление и оценка рисков.
  • Ведение реестра рисков.
  • Анализ влияния рисков на реализацию проекта.
  • Выработка мероприятий реагирования.
Проектный документооборот
Проектный документооборот

Проектный документооборот.

  • Организация процедур согласования проектных документов.
  • Ведение их структурированного хранения.
  • Обеспечение своевременного выполнения процедур, связанных с контрактным документооборотом.
Поддержка контрактной работы
Поддержка контрактной работы

Поддержка контрактной работы.

Организация и обеспечение поддержки процессов контрактации/приемки результатов, закрытия этапов и ГК.

В рыночной экономике работа по контрактам идет с самого начала. Отношения между двумя компаниями, всегда строились на основе договоров. Например, крупные компании заключили контракты с государственными органами по созданию различных систем (например, создание информационной системы для подготовки ЧМ по футболу и т.д.). И всегда было много разговоров о том, как получить такой заказ, на лоббирование, проведение тендеров и т.д.

Модель проектно-ориентированной системы управления
Модель проектно-ориентированной системы управления

4 уровня управления:

  • стратегический,
  • тактический,
  • оперативный
  • и операционный.

Каждый уровень характеризуется своим горизонтом планирования и периодичностью контроля:

  • стратегический уровень – планирование на период от 5 лет, контроль не реже 1 раза в год
  • тактический уровень – планирование на период от 1 до 5 лет, контроль не реже 1 раза в квартал
  • оперативный уровень – планирование на период от 3 месяцев до 1 года, контроль не реже 1 раза в месяц
  • операционный уровень – планирование на период от 1 дня до 3 месяцев, контроль не реже 1 раза в неделю

Интеграция уровней управления

Одним из ключевых вопросов при построении проектно-ориентированной системы управления является интеграция уровней управления. При интеграции разных уровней должна сформироваться сквозная система планирования и контроля, когда нижестоящий уровень основывается на вышестоящем, а отчетность каждого вышестоящего уровня основывается на нижестоящем. Для этих целей:

  • фиксируется периодичность и сроки планирования, контроля и управления изменениями для каждого уровня
  • определяются принципы интеграции уровней (планирование, контроль, управление изменениями)
  • выделяются типы контрольных точек по уровням, настраивается оптимальное количество контрольных точек для каждого уровня
  • разрабатываются процедуры сквозного планирования, контроля и управления изменениями
  • производится автоматизация процедур сквозного планирования, контроля и управления изменениями

К основным процессам управления относятся:

  • стратегическое управление;
  • тактическое управление;
  • управление проектами.

К вспомогательным процессам управления относятся:

  • управление мотивацией участников проектов;
  • управление компетенциями участников проектной деятельности;
  • организационная поддержка проектной деятельности;
  • технологическая поддержка проектной деятельности.
В первую очередь работают простые решения
В первую очередь работают простые решения

В первую очередь работают простые решения:

  • Поддержка контрактной работы
  • Отчетность
  • Проектный документооборот
  • Поручения
  • Совещания
  • Календарное планирование
  • прочие
Нормативы разработки автоматизированных информационных систем
Нормативы разработки автоматизированных информационных систем

Нормативы разработки автоматизированных информационных систем реализации государственных программ:

  • РД 50-680-88 «Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения»
  • ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»
  • Постановление Правительства от 2 августа 2010 № 588. «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
  • Приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 № 690 «Методологические указания по разработке и реализации государственных программ»
  • Распоряжение Минэкономразвития от 14 апреля 2014 года №26Р-АУ «Методологические рекомендации по внедрению проектного управления в органы исполнительной власти».
  • ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».
Основные принципы построения информационных систем
Основные принципы построения информационных систем

Создание автоматизированных информационных систем управления проектами и программами - сложное и трудоемкое дело, требующее значительной подготовки и компетенций исполнителя. Эффективность функционирования разработанной ИСУП в значительной мере зависит от научно-обоснованных принципов ее создания. Основные принципы построения информационных систем сформулированы РД 50-680-88:

  • принцип системности;
  • принцип развития (открытости);
  • принцип совместимости;
  • принцип стандартизации (унификации);
  • принцип эффективности.

Позволю от себя добавить следующие принципы, в дополнение РД 50-680-88:

  • Принцип однократности ввода;
  • Принцип целостности информации;
  • Принцип надежности;
  • Принцип дружелюбности;
Стадии и этапы создания автоматизированных систем
Стадии и этапы создания автоматизированных систем

Стадии и этапы создания автоматизированных систем (АС) для каскадной модели жизненного цикла описаны в ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания» и предусматривает 8 стадий создания автоматизированных систем.

Методологические указания по разработке и реализации государственных программ
Методологические указания по разработке и реализации государственных программ

На основании постановления Правительства от 2 августа 2010 № 588, Минэкономразвития России подготовила «Методологические указания по разработке и реализации государственных программ» утверждены приказом от 20 ноября 2013 № 690 и устанавливает требования указанные на слайде.

ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».
ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».

С 2011 года начал действовать национальный стандарт ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».

-23

Мной организовано проведение круглого стола «Внедрение в структуры МЧС России современных методик управления проектами». На круглый стол были приглашены эксперты ведущих компаний в области управления проектами. В рамках работы круглого стола эксперты поделились опытом внедрения проектного управления при реализации крупных государственных проектов и обсудили совместно с сотрудниками МЧС перспективы внедрения в структуры МЧС России современных методик проектного управления. Материалы круглого стола выложены на сайте: http://www.vedrus.su/project002.html

Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Буду признателен получить Ваши комментарии и предложения . Если моя статья будет интересна читателям планирую опубликовать материалы:

  • Методические рекомендации для госзаказчиков
  • Создание технопарков в России