Христос возведен был Духом в пустыню, ибо Дух Господень определил Сыну Человеческому быть испытанному Богом. Но не от Бога в собственном смысле исходит само искушение как написано: «Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже» (Иак 1,13) Ведь Бог всякую злую волю человека преобразует во всеобщее благо, используя эту самую волю как некий предлог в судах Своих, ведь исполнению всегда подлежит только воля Божия, а не воля человека «Како же пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси? Или, еже не наречено от Тебе, сохранилося бы?» (Прем 11,26) дьявол же как искуситель есть некий инструмент или жезл, которым Бог спасает и совершенствует свое творение «Еда прославится секира без секущаго ею? Или вознесется пила без влекущаго ю? Такожде аще кто возмет жезл, или древо» (Ис 10,15), и злая противная воля пребывает только в нем самом (в духе противления) и в тех, кто в нем пребывает. Все же совершаемое относится к Богу единственному, к Его воле, а отец лжи дьявол приписывает всему совершаемому свою причину. Так и Господь наш Иисус Христос был искушаем дьяволом, но само искушение как попущение исходило от Бога, от Его воли. Это видно и на Сауле, в первой книге царств, когда от него отступил Дух Господень и подавлял его дух лукавый от Господа «И Дух Господень отступи от Саула, и давляше его дух лукавый от Господа» (1 Цар 16,14) ибо духу лукавому было попущено Господом подавлять Саула, и испытывать его грех.
Сорок дней и сорок ночей Господь постился в пустыне, это прообраз всего века сего как во дне – в мире сем, так и в ночи – во гробе. Эти сорок дней и сорок ночей Господь вел народ свой по непроходимой пустыне, и народ этот искушал Его, на всем этом пути «и водил вас четыредесять лет по пустыни…» (Втор 29,5) и еще: «четыредесять бо и два лета хождаше Израиль в пустыни Мавдаритиде...»(Нав 5,6) и еще: «Темже, якоже глаголет Дух Святый, днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании, во дни искушения в пустыни, идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя и видеша дела Моя четыредесять лет». (Евр 3,7-9) Так, сатана искушал Господа через народ, который искал Его и просил сотворить знамение, чтобы насытить свое чрево, искушал, когда народ издеваясь злословил Господа, требуя от Него сойти с креста, искушал Христа, и когда Иудеи искали Его чтобы сделать нечаянно царем...
Дьявол по настоящему не познал во Христе Сына Божьего, он не увидел во Христе Бога, но видел праведника или пророка. Не познал противник беспорочное зачатие Господа, и Его безгрешную душу. Подобие же греховной плоти, которую приял на Себя Господь сокрыло все это от дьявола. Посему и приступил ко Христу сатана чтобы искусить Его грехом. Если и предположить, что дьявол познал безгрешную человеческую природу Христа, то какой смысл был бы ему искушать грехом того, в котором нет этого греха, ведь само искушение человека есть испытание греха, находящегося в нем. Чтобы испытать грех, нужно этот грех иметь в испытуемом, в противном случае нечего и испытывать, поэтому то сказано: «Не имамы бо архиереа не могуща спострадати немощем нашым, но искушена по всяческим по подобию, разве греха». (Евр 4,15). Грехом пытался испытать Христа дьявол, но не грех был испытан во Христе, потому что Господь был безгрешен «...грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин 14,30) и согрешить Он никак не мог, потому что Он рожден от Бога, и есть Сын Божий «вемы, яко всяк рожденный от Бога, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему» (1 Ин 5,18) Плоть Христа была только лишь подобна греховной плоти, в том, что она имела в себе «естественные» или не укоризненные страсти, такие как смертность, голод, усталость, жажда …. Никаких укоризненных страстей в Господе не было, посему, именно естественная немощь, которая есть прещение или наказание за грех Адама пребывала в Его плоти, она и явила в Нем истинные человеческие страдания.
Сатана, называя Христа Сыном Божиим, искушал Его превратить камень в хлеб, но если Христос есть Сын Божий, то значит Он и камень драгоценный и хлеб небесный, как написано. Зачем же сатана называя Христа Сыном Божиим просит Его превратить камень в хлеб, видя его алчущим, ведь написано, что Словом исходящим из уст Божиих, то есть Сыном Божиим, будет жить человек - Самим Христом, Который есть и жизнь, и воскресение и камень и хлеб небесный.
«И возвед его диавол на гору высоку, показа ему вся царствия вселенныя в часе [черте] временне. И рече ему диавол: тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю: ты убо аще поклонишися предо мною, будутъ тебе вся».
Сатана предлагает Христу все царство мира сего, греха и страстей, говоря свое: «сия вся тебе дам, аще пад поклонишимися» Христос же отвечает сатане, чтобы сатана шел за Ним, потому что, противясь Богу, он хоть и неосознанно, но непременно исполнит волю всемогущего промысла Божия. Господь обличает его, как бы говоря, что называя Иисуса Христа Сыном Божьим, ты называешь Его Богом, и будешь исполнять все Его повеления и поклоняться ему по существу, хочешь ли ты того или нет, потому что так написано: «Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися» (Втор 6,13)Ибо есть наверное разница в смыслах сказанного Петру: «...ты по Мне гряди...» (Ин 21,22) и «...иди за мною...» (Мф 16,23) Иди за мной значит, по существу исполняй определенное Мной домостроительство, если соблазняешь, то знай, что Бог тебе попускает это, и Его воля исполняется в этом, а не твоя. Куда хотел сатана ввергнуть Христа, искушая Его? В ад, туда и сойдет Христос после Своего распятия, исполнив волю Отца, и сатана пойдет туда же вслед за Христом, по Его повелению. Будучи соблазном, сатана будет ввергнут в печь огненную, как написано: «… все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную…» (Мф 13,41-42), огненной печью или озером для всех делающих беззаконие и всякой нечистоты, для ада и смерти станет душа человека «И смерть и ад повержены в озеро огненное...» (Откр 20,14) А «гряди по мне» означает - иди по пути истины и жизни «...Я есмь путь и истина и жизнь...» (Ин 14,6), такое шествие возможно только по благоволению, когда воля человека желает этого. «И отвещав рече ему Иисус: иди за мною, сатано писано есть: поклонишися Господу Богу твоему, и тому единому послужиши» слова Христа истинны и не могут вызывать ни какого сомнения «Узрев же Иисуса издалеча, тече и поклонися Ему … Глаголаше бо ему: изыди, душе нечистый, от человека». (Мк 5,6-8) Так, нечистый дух поклонился Иисусу, и повинуясь Христу вышел из бесноватого. «И ужасошася вси … яко по области и духовом нечистым велит, и послушают Его?» (Мк 1,27) Со властью Иисус Христос повелевает нечистым духам и они поклоняются Ему и слушают Его, потому что написано, что поклонятся Господу Богу своему и Ему одному послужат «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Фил 2,10) и еще: «Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему». (Пс 71,9-11)Посему, правильней читать «иди за мною, сатано» понимая в этом Божественное могущество и власть Христа, нежели «отойди от меня сатана» наделяя Господа одной лишь человеческой немощью и страхом перед противником. Сатана пошел за Христом, во ад, и свершилось все по написанному, как определил Господь, в то время и в том месте. Христос имел власть отдать жизнь и принять ее, ибо Он имеет ключи от ада и смерти, и только Бог может спасти душу и погубить ее в геенне. Дьявол как всегда лгал, говоря свое, превозносился над Сыном Божьим, не видя во Христе Бога. Он убеждал Христа поклониться себе, хотя он не Бог, обещал Христу власть над миром, хотя по истине, он сам в себе или от себя не имеет никакой власти, ибо все власти от Бога установлены. Какая явная ложь исходила из уст сатаны, он называет Христа Богом «аще сын еси божий»и тут же говоря свое, убеждает Его поклониться себе «ты убо аще поклонишися предо мною, будутъ тебе вся» зная при этом, что все во вселенной подчинено только одному Господу Богу и ему одному служит «писано есть: поклонишися Господу Богу твоему, и тому единому послужиши»посему и говорит Христос «иди за мною, сатано»иначе говоря служи и поклоняйся Мне единому как своему Богу.
«И возвед его диавол на гору высоку, показа ему вся царствия вселенныя в часе [черте] временне» Эта высокая гора была прообразом горы Голгофы, куда Господа возвел дьявол руками воинов правителя, и показал дьявол Христу все свои царствия в короткий промежуток времени, это прибывающая в людях и ненависть и злоба и гордыня и ложь и все самое низменное и греховное, которым дьявол уловил весь род человеческий и насадил это в сердцах людей и жестоко поработил их всем этим служить себе. Так и говорит дьявол Христу: «тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю»то есть, сатана говорит о своей власти над людьми посредством самого греха, такая власть предана дьяволу, и он имеет в человеке свое, через которое постоянно склоняет его ко греху противления. И славу тщетную мирскую, выраженную в богатстве, власти, всеобщем признании…предлагал сатана Христу «ты убо аще поклонишися предо мною, будутъ тебе вся» У Матфея написано: « …сия вся тебе дам, аще пад поклонишимися…» Христос должен был пасть, и в этом явилось бы поклонение сатане. И дьявол предлагал Христу сие падение в исполнении воли его, так чтобы Господь дал людям то, что в этот момент от Него они ожидали. Начал бы на зло, отвечать злом, на хулу хулой, на поношение поношением, на ненависть ненавистью. Но вместо этого Господь молился Отцу за своих распинателей «...Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23,34) А первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: «… если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него…»(Мф 27,42) Дьявол через них предлагал Христу иную веру, нежели о которой так много говорил Господь, веру неистинную, лукавую и лицемерную, если Иисус Христос сойдет с креста. Так же надсмехаясь говорили Ему: «других спасал, а Себя не может спасти» и еще: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого»так же: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» и еще: «если Ты Христос, спаси Себя и нас»Почти все говорили о спасении только самого Христа, чтобы Он спас Самого Себя, свою плоть и тогда все бы поверили в него. Как будто им не хватало доказательства что Он Сын Божий от того множества людей, спасенных, исцеленных и воскрешенных Им.
«И веде его во Иерусалим, и постави его на криле церковнем, и рече ему: аще Сынъ еси Божий, верзися отсюду долу: писано бо есть, яко ангелом своимъ заповесть о тебе сохранити тя: и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. И отвещав рече ему Иисус, яко речено есть: не искусиши Господа Бога твоего». (Лк 4, 1-14)
Как уже отмечалось выше, что Святая Святых, Само Божество Христа было сокрыто от дьявола за человеческой плотью как за завесой «егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею» (Евр 10,20). Господь несколько раз обличил дьявола в его лжи, что тот на самом деле не принимал Христа Сыном Божиим. Ведь когда поставил дьявол Христа на вершине храма и стал лгать, говоря опять свое, что если Он Сын Божий, то пусть сойдет вниз и как написано, Ангелы Божии по заповеданному им Богом на руки возьмут Его, и не допустят приткнуться, или запнуться о камень ногам Его. Христос же отвечал дьяволу, что написано не искусишь Господа Бога твоего. Христос обличает сатану словом исходящим из уст Божиих, не ищет своего и не говорит свое, но то, что слышал от Отца Своего. Если сатана называет Христа Сыном Божиим «аще Сын еси Божий»,то по сему не может он искушать (испытывать) Христа - Бога своего «Да не искусиши Господа Бога твоего, якоже искушасте во Искушении» (Втор 6,16) потому что Бог не искушается злом «...Бог бо несть искуситель злым...» (Иак 1,13) Сатана не может искушать Бога, так написано, не может в том смысле, что ему это вообще сделать невозможно. Он называет Христа Богом, тут же искушает Его, зная писание, потому что не истинно исповедует Его Богом, а притворно.