Светлана Жукова начинала медсестрой в маленьком городке на Вятке, а стала одним из самым успешных продавцов Oriflame в регионе. Доходное дело она оставила ради новой идеи — выращивать земляных червей. Оказалось, они не только служат приманкой для рыбы, но и перерабатывают отходы в удобрения. Червятник приносит предпринимательнице 450 000 рублей прибыли в месяц
Черви — идеальные работники, рассуждает в интервью Forbes предпринимательница Светлана Жукова. В отличие от людей они не болеют, не устают, не требуют особых условий содержания. Все, что им нужно, — пища, темнота и тишина. За свою довольно долгую жизнь (в среднем около 15 лет) один червь производит 1,5 т отходов жизнедеятельности и приносит 75 000 рублей дохода. Самих червей тоже можно продавать рыбакам и другим заводчикам по рублю за штуку.
Все эти аргументы в 2010 году убедили Жукову отказаться от стабильного дохода и ввязаться в новое для себя дело. Ради червей она прекратила торговать косметикой, продала внедорожник мужа — и не прогадала. Теперь черви и удобрения Жуковой продаются в российских сетях «Ашан», «О'кей», Metro и приносят по 1,5 млн рублей выручки в месяц.
На вершине пирамиды
Светлана Жукова выросла в деревне Мериновщина Кировской области. Ее родители посвятили жизнь хозяйству: папа работал сельским агрономом, мама ухаживала за домашним подворьем. Светлана решила пойти по их стопам — в 1991 году переехала в Киров и поступила в Вятскую государственную сельхозакадемию на экономический факультет. Правда, продержалась там недолго: еще до первой сессии бросила учебу, а на следующий год поступила на акушерку в местный медицинский колледж.
Три года после выпуска Жукова работала операционной медсестрой в глазной хирургии больницы в городе Вятские Поляны близ Кирова, куда переехала вслед за мужем. Зарплаты медсестры — около 500 рублей в месяц — едва хватало семье с маленьким ребенком. «Я поняла, что стою у операционного стола в 25 лет и в 45 буду стоять так же. В 55 мне вручат самовар, четыре гвоздички и проводят на пенсию. И это моя жизнь? Что я буду вспоминать? О чем буду говорить? Меня это очень сильно напрягло», — вспоминает Светлана.
«В 55 мне вручат самовар, четыре гвоздички и проводят на пенсию. И это моя жизнь?»
Как-то раз в конце 1990-х ей в руки попался каталог Oriflame. Сначала Жукова заказала косметику себе, а потом начала предлагать подругам — это стало дополнительным доходом. «Я, конечно, вообще никакой не продавец. Думала, что это совершенно не про меня, но вот как-то получалось», — смеется предпринимательница. Она стала ездить на слеты партнеров Oriflame в Москву и за полгода научилась зарабатывать на косметике в пять раз больше своей больничной зарплаты.
В 1999-м Жукова уволилась из больницы и с головой окунулась в мультилинейный маркетинг. В Oriflame она задержалась на целых 11 лет. К 2010 году Светлана построила партнерскую сеть из 2000 человек, работа приносила ей до 80 000 рублей в месяц.
Универсальный червь
Одной из «плюшек» работы в Oriflame были командировки в Швецию. Во время такой поездки Светлана прониклась идеей экологичности: ее поразили мосты над дорогами, которые скандинавы строили специально для диких животных, чистая питьевая вода из-под крана и в целом отношение к окружающей среде. Жукова вернулась в Вятские Поляны и решила заняться каким-нибудь экологичным бизнесом.
«Можно коровник иметь, можно иметь крольчатник, но как можно иметь червятник? Это вынесло мой мозг»
Определиться с идеей помогла еще одна командировка, в которую Светлана поехала в составе группы активистов Кировской области. Вместе с другими предпринимателями она проводила мастер-классы по финансам, продажам и менеджменту, чтобы мотивировать земляков запускать бизнес. «В наших Вятских Полянах единственное градообразующее предприятие — машиностроительный завод «Молот». В тот момент он переживал серьезные проблемы, люди оставались без работы, уезжали в другие города на заработки. Население стало сокращаться», — объясняет Жукова.
В 2010 году в рамках «предпринимательской» программы она отправилась за 700 км от Вятских Полян, в город Ковров. Там делегация побывала на нескольких предприятиях, в том числе на фабрике по выращиванию червей. Эта бизнес-идея зацепила Жукову: «Как так? Можно коровник иметь, можно иметь крольчатник, но как можно иметь червятник? Это вынесло мой мозг».
В ковровской компании «Грин-ПИКъ» разводили особый вид червей — помесь владимирского дождевого и киргизского, их еще называют «старателями». Они перерабатывают органические отходы и навоз в природное удобрение — биогумус. Это вид органических добавок, который, по утверждению производителей, в отличие от синтетических и минеральных удобрений не только способствует лучшему росту сельскохозяйственных культур, но и восстанавливает почву. В природе слой гумуса в 5 см образуется в течение 300 лет, а червь справляется с такой задачей за год.
Дефицит биогумуса в России составляет порядка 1,5 млн т в год, говорит гендиректор «Грин-ПИКъ» Сергей Конин. Спрос остается высоким: за последние десять лет розничные цены выросли в 2,5 раза — до 40-50 рублей за 1 кг. «Благодаря биогумусу растения имеют более высокий иммунитет и реже страдают от болезней и засухи. Содержит биогумус и вещества, растворяющие хитиновую оболочку вредных насекомых. Поэтому на картофеле, например, нет колорадского жука», — хвалит Конин продукт.
Жукова червей недолюбливала с детства. Был случай, когда одноклассники подбросили ей одного в портфель — и от ужаса девочка заплакала. «Я боялась червей, но идея все равно меня совершенно покорила», — признается предпринимательница.
Ползучие активы
«Ты посмотри, что делают ребята. Это даже не бизнес-идея, это прямо целая миссия — восстановить землю» — такими словами Жукова убеждала мужа Сергея, который работал водителем молоковоза, поучаствовать в ее задумке. Какое-то время супруг колебался, но в итоге согласился развивать червятник параллельно с работой.
Разведению червей, как и любому другому виду животноводства, нужно было учиться, и Жукова отправилась на трехдневные курсы на фабрику «Грин-ПИКъ». Домой предпринимательница вернулась на поезде с двумя мешками «старателей». «Ехала и думала: «Лишь бы работники РЖД не спросили, что у меня там», — смеется Жукова.
«Приходишь в супермаркет, а тебе: «Вы не знаете, почему у меня помидоры вянут?» Известность пришла»
В августе супруги арендовали в промзоне бывший гараж для транспорта площадью 400 кв. м и закупили конский навоз — основной корм для червей. Ради этого пришлось отказаться от покупки давно желанной машины. Еще 300 000 рублей Жуковы получили в виде гранта от местных властей — деньги пошли на организацию водопровода и отопления в червятнике. Когда помещение было готово, Жукова заказала из «Грин-ПИКъ» еще «Газель» червей и субстрата (питательная среда из навоза, земли, листьев и пр. — Forbes). Всего на старт червятника, который назвали «Сотка зелени», супруги потратили около 1 млн рублей.
Первые полгода Жуковы ничего не продавали — ждали, пока черви подрастут, начнут размножаться и производить достаточный объем биогумуса. Чтобы сводить концы с концами, семье даже пришлось расстаться со стареньким внедорожником. «Бизнес долгоиграющий, не все выдерживают. На него нужно много времени», — подтверждает заводчик червей Алексей Горбунов, основатель компании «Цезарь».
«Ваше плодородие»
Работоспособного возраста черви достигли к лету 2011-го, но продажи биогумуса пришлось отложить еще почти на год: спрос на удобрения, по словам Жуковой, растет весной, когда дачники готовят рассаду. Пока ждали начала сезона, решили заработать на продаже самих червей рыбакам — те используют их как наживку. Поскольку круглогодичным разведением червей в России мало кто занимается, товар охотно закупали магазины рыболовных снастей в Кировской области и соседних Удмуртии и Татарстане.
Весной, когда наконец пришло время для продаж основного продукта — удобрений, Жукова столкнулась с новой проблемой: земляки не знали о пользе биогумуса и не понимали, зачем им становиться клиентами «Сотки зелени». «В огороде все и так растет, а для комнатных растений можно накопать свежей земли» — такую обратную связь чаще всего слышала Светлана. Магазины тоже не брали новинку, потому что «не понимали, как ее продавать».
Несмотря на то что продажи буксовали, на необычный бизнес обратило внимание местное телевидение. К Жуковой приехали корреспонденты телеканала «ВП-ТВ» и сняли репортаж о червятнике. Светлана так увлекательно рассказывала про червей, что телевизионщики пригласили ее вести сначала еженедельную, а потом и ежедневную передачу про садоводство. В статусе звезды телеэкрана Жукова провела четыре года, но потом устала от излишнего внимания и решила оставить карьеру ведущей. «Приходишь в супермаркет за продуктами, а к тебе подходят и говорят: «А вы не знаете, почему у меня помидоры вянут?» Известность пришла», — вздыхает предпринимательница.
Разработали линейку новых продуктов: грунты «Ваше плодородие» для горожан, черви «Решение всех проблем» — для утилизации отходов в промышленных масштабах
В первые два года после запуска бизнес держался на продаже червей: в 2012-м «старатели» принесли компании 1,5 млн рублей выручки, в 2013-м — 2,1 млн. Прибыль в несколько десятков тысяч рублей в месяц позволила приобрести автомат для упаковки сыпучих продуктов, аппарат по выдуву пластиковой тары для жидкого удобрения и погрузчик.
Биогумус по-прежнему «не шел», но Жукова не сдавалась. Основным каналом продвижения непривычного продукта стали отраслевые выставки — например, «Садовод и фермер» на ВДНХ. В Москве продукт буквально смели с прилавков. «Я не понимала, почему так? В розницу расходится как горячие пирожки, а оптом магазины брать не хотят», — недоумевала предпринимательница. Она продолжила тур по выставкам: ездила во Владимир, Нижний Новгород и Казань. Везде была та же ситуация — садоводы удобрения раскупали, а магазины отказывались от сотрудничества.
Понять причину помог менеджер садового центра, который прогуливался по одной из выставок и подошел к стенду «Сотки зелени». Он рассказал, что рынок удобрений «давно поделен» и, чтобы пробиться в магазины, одного товара явно недостаточно. Следуя совету случайного знакомого, Жуковы запустили в продажу ряд новых продуктов: готовые грунты на биогумусе «Ваше плодородие» для горожан, которым негде накопать земли, и компоненты для разведения растений: торф, песок, дренаж, компост, золу и уголь. Червей тоже разделили по пакетным предложениям: «Счастливый дачник» — для переработки листвы, органических отходов и производства биогумуса в компостных ямах, «Отходы в доходы» — для фермерских хозяйств, а «Решение всех проблем» — для утилизации органических отходов в промышленных масштабах. Расчет оказался верным — в 2014 году компания впервые вышла на чистую прибыль в 213 000 рублей при выручке в 2,5 млн.
Червивое золото
За девять лет работы ассортимент «Сотки зелени» разросся до 50 видов удобрений и грунтов. Товары продаются в 13 регионах России в магазинах для садоводов и у крупных ретейлеров. Для масштабирования Жуковой не приходится ездить в каждый новый город — достаточно представить продукт на крупной профильной выставке, куда съезжаются представители розницы со всей страны. В какие-то регионы, которые до выставок обычно не доезжают, Жукова отправляет товар транспортными компаниями, а в Дагестан и Магадан черви ехали «Почтой России».
«Люди меня подводили часто, но черви — никогда!»
Продукцию вятскополянской компании знают и за границей. В 2014 году кандидат экологических наук Лемаму Мусса Ассана из африканского Бенина хотел использовать биогумус для восстановления почвы на родине. Мусса учился в России, знал язык и решил искать поставщика удобрений именно здесь. Нашел сайт «Сотки зелени» в интернете, написал сообщение Жуковой во «ВКонтакте» и договорился о закупке трех морских контейнеров с удобрениями на сумму 1,5 млн рублей. Но когда товар уже был готов к отправке, из-за скачка валют логистика подорожала почти вдвое, и сделку пришлось отменить. Биогумус и червей распродали в России.
Удачнее дела сложились с турецким дайвинг-центром, который закупал червей как наживку для рыбалки — ее среди прочих развлечений предлагают на курорте туристам. Чтобы отправить товар за границу, пришлось получить разрешение на вывоз в ветеринарной службе.
К 2018 году выручка ООО «Сотка зелени» выросла до 14,7 млн рублей. Прибыль до вложений в покупку помещения для собственного магазина, по словам Жуковой, составила около 6 млн рублей. В 2019 году дела идут еще лучше: в месяц компания приносит 1,5 млн рублей выручки и 450 000 рублей прибыли. Самой доходной частью бизнеса остается продажа готовых обогащенных грунтов, треть выручки приносят биогумус и жидкая подкормка, еще несколько процентов — песок, уголь и сами черви. Самая большая статья расходов — конский навоз, основной вид корма для червей. На него Светлана тратит 600 000 рублей в месяц.
«Черви — идеальные сельскохозяйственные животные. Они перерабатывают всю органику, и производство получается безотходным», — рассуждает о плюсах червятников Сергей Конин из «Грин-ПИКъ». По его словам, основные риски бизнеса — в большом количестве фальсификата на рынке и острой сезонности. «Биогумус, как елочные игрушки, продается всего пару недель, — предупреждает Конин. — Зато сами черви — вещь крайне надежная: как говорил пионер отечественного червеводства профессор [Анатолий] Игонин, «люди меня подводили часто, но черви — никогда!»
Читайте также:
Лишенный наследства. История сына миллиардера Михаила Фридмана
Брак на краю пропасти: во сколько обходятся свадьбы в горных замках и на берегу океана
От премьеров к миллиардерам: из чего вырос ресторан братьев Ротенбергов