Одно время я просто мимо пробегала, а в какой-то момент Северный Речной вокзал стал излюбленным местом для прогулок. Сейчас могу смело сказать, что это одно из любимейших моих мест в Москве, к сожалению, видимо недолго… Проводимая сейчас реконструкция с реставрацией (за реставрацию я очень и очень рада!) кардинально изменит этот тихий, в какой-то степени заброшенный (тем и мил сердцу моему черствому) уголок Москвы, и здесь возникнет «современный транспортный комплекс». Все течет и меняется… Посмотрим!
Итак, представляю - Северный Речной вокзал!
Северный речной вокзал — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным), ранее назывался Химкинский речной вокзал.
Идея соединения Волги и Москвы-реки появилась еще во второй половине 17 в. Позже Петр I лично ходил по рекам Дубне, Сестре и Яхроме «ради изучения судовых ходов из Волги в реку Москву», но император не успел реализовать проект по устройству канала, а после о нем забыли. Следующая попытка соединить две реки была предпринята при строительстве Храма Христа Спасителя и в 1826-м году у истоков реки Сестры даже начинали строительные работы, однако строительство было остановлено, поскольку канал посчитали неперспективным.
И только в советское время, а именно в 1931г., было принято решение о строительстве канала Волга-Москва. Строительство канала осуществлялось силами заключенных (был специально создан Дмитровлаг, но это совсем другая и трагическая история) и было завершено в 1937 году.
Строительство же самого здания Речного вокзала осуществлялось с 1933 г. еще до заполнения Химкинского водохранилища и соответственно самого канала водой.
Проект вокзала разработан архитектором А. Рухлядевым в соавторстве с архитектором В. Кринским и представляет собой двухпалубный пассажирский теплоход, мачта которого – башня высотой 24м (со шпилем 75 м), длина по фасаду 150м.
Входы в здание вокзала украшены красивыми майоликами диаметром полтора метра, которые расписаны вручную (худ. Н.Я. Дянько).
Боковые полукруглые террасы вокзала украшали фонтаны с северной и южной сторон. Тема северного — птичий базар, фигуры из красной меди гагар и диких гусей с раскинутыми крыльями, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживала группа белых медведей. Южный фонтан изображал группу играющих на волне дельфинов, расположенных на стеклянных шарах. Но сейчас этих фонтанов нет, остались только чаши, и очень хочется надеяться, что при реставрации фонтаны восстановят.
По замыслу проектировщиков, в башне установили механизм, позволяющий опускать при необходимости шпиль (при окончании и возобновлении навигации). Но за все годы это делали только несколько раз, например, в 1941 г. звезду опустили в целях военной маскировки.
Сам шпиль увенчан первой кремлевской звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Кремля (этими звездами заменили двуглавых орлов, а позже эти звезды были заменены на рубиновые, которые мы с вами наблюдаем по сей день), серп и молот на звезде были инкрустированы уральскими самоцветами , которые, к сожалению, не сохранились.
Часы на башне были привезены из Воскресенского собора г. Волоколамска в 1937 г., но изготовлены они были более 200 лет назад и все детали этих часов выполнены вручную. Механизм вокзальных курантов служил до 1996, заводили часы долгое время вручную, но позже их перевели на работу от электродвигателя.
Здание вокзала украшено и скульптурами соответствующими своей эпохе – рабочий, колхозница, красноармеец и краснофлотец (скульпторы Иодко, Листопад, Блюм и Попов).
Северный Речной вокзал также отличался красивой и помпезной, в духе советского времени, внутренней отделкой с соответствующей символикой.
Также в 30-х годах 20в. был создан чудесный парк на месте бывших карьеров и сушильных сараев кирпичного завода. В начале широкой аллеи, ведущей к зданию Северного Речного вокзала, установлена скульптура , изображающая девушку с парусником в руках (авт. Юлия Кун), которую можно видеть мимо проезжая по «Ленинградке».
В парке также были установлены и другие скульптуры, от которых практически ничего не осталось, только воспоминания.
Сейчас сам Речной вокзал реставрируют и позже начнут работы по устройству остальной части «современного транспортного комплекса», но надеюсь в этом году все-таки зальют каток на аллеях парка, как делали до этого года несколько лет подряд.
А вы были на Речном вокзале? И любители вы сталинский ампир, как люблю его я?