В мои обязанности входит общее руководство научной экспедицией. Уже третий год я работаю начальником экспедиции. И так или иначе все действия судна, связанные с выполнением плана экспедиции, находятся под моей ответственностью. Если вкратце, то это и планирование маршрута съёмки, и общий план работы (по дням), и организация доставки снабжения. Судно - это огромный живой организм, который, как живое существо, потребляет и требует ухода. Люди из разных отделов (машинное отделение, научная группа) постоянно нуждаются в чём-то, моя задача - организовать работу, так, чтобы можно был работать.
В такие экспедиции хожу с 2012 года. Я специально поступал в Морскую Академию им. адмирала С.О.Макарова на Арктический факультет, чтобы ходить в морские научные экспедиции, потому что просто так попасть в них очень тяжело (но можно). А в "Макаровке" специально обучают работе в море. Закончил Академию в 2013 году, и после этого регулярно дважды в год хожу в море, в среднем по 2-4 месяца.
Недавно, например, вернулся из Индии, точнее с Андаманских островов.
Это небольшой архипелаг к востоку от Индии, на котором живут туземцы. Часть из них избегает контакта с цивилизацией, а есть племя, которое живёт на отдельном, изолированном от всех острове, и никогда за 60.000 лет не пускало к себе чужаков.
Однако моя работа заключалась в другом. Я находился на борту научно-исследовательского судна, и мы занимались съёмкой морского дна и составлением морских карт, работая в море. А на Андаманские острова заходили для пополнения запасов. Всё как в древние времена.
Изучение морского дна - это одна из целей. На самом деле, экспедиция - это всегда много задач. Например, иногда требуется взять донные пробы. В таком случае выбирается определённое место, в нём судно стоит в то время как с кормы спускается специальное устройство на лебёдке, которое касается дна и совершает отбор, затем возвращается на борт. Такими устройствами могут быть специальные трубки (они называются gravity corer) или ковши.
Другая задача - это отбор водных проб. Специальное устройство находится под водой на тросе и на определённой глубине отбирает пробу в специальные батометры. Вода доставляется на борт и исследуется.
Весь процесс может проходить на глубинах до 6000 метров.
Мы делаем съёмку в разных частях Индийского океана, и судно часто перемещается из одного района в другой. С этим, кстати, связано такое событие, как прохождение экватора, особенно в первый раз. Если на судне есть хотя бы один новичок, никогда не пересекавший экватор, для него устраивается целая церемония посвящения. Это всегда весело.
На каждом судне это происходит по-разному, но объединяет всё морской царь, кружка рома и печать. В момент пересечения экватора на судно прибывает морской царь, вызывает к себе всех не проходивших экватор, подвергает испытаниям, а в конце каждый выпивает стакан рома и получает штамп.
Кроме того, заходы в порты для пополнения провизии и снабжения - это тоже неотъемлемая часть путешествий, и каждый заход в порт - яркое событие.
Например, на Андаманах я брал велосипед и катался по деревням туземцев, брал у них интервью и пил кокосовое молоко. Просто из интереса, чтобы посмотреть, узнать, как живут другие люди.
Однажды мы простояли в Кейптауне (Южная Африка) около месяца. Готовили судно к выходу в порт. И каждый день гуляли по городу. Это удивительный город.
Кейптаун запомнился своим контрастом. Днём это наполненный жизнью и туристами город, в котором просто приятно находится, гулять и купаться в африканской культуре, а вечером и особенно ночью - рассадник бандитирующих банд, вооружённых битами.
Если о хорошем, то в Кейпе очень светло и широко (по ощущениям). Все приветливы (днём) и рады. Ощущение современной столицы. Центр города - небоскрёбы. Много снимают сериалов на улице. Много уличных музыкантов. Много дешёвого и вкусного вина. Много красивых безделушек. Улыбчивые африканки и постоянно цокающие в своём ритме африканцы.
Если отъехать южнее по железной дороге, то можно встретить пингвинов, разгуливающих по улицам города. Прекрасные виды и горы. Холодный даже летом океан.
Какие сложности возникают в путешествиях? Сложностей достаточно. Это и удалённость от дома (что для семейного человека само по себе испытание), и необходимость занимать себя в свободное время, которого в море значительно больше, чем в городской жизни (впрочем, это вряд ли сложность), и языковой барьер, если попадаешь на научное судно и понимаешь, что единственный русский человек. С последним мне легко, так как английский знаю очень хорошо, но для многих это сложность.
Самая главная сложность - это удалённость от дома, долгосрочность командировок и опасность. Море бывает штормит.
Однаждый попали в очень суровый шторм. Всё летало по каюте, даже мониторы срывало с креплений (в море всё специальное крепится на дополнительные болты, а все поверхности покрываются antiskid плёнкой, чтобы предметы не скользили). Судно практически потеряли управление, поэтому мы просто встали на волну и ждали окончания шторма.
А худшие условия для работы были в Северном море. Постоянно штормит. Качка. Команда так себе в плане дружелюбности и открытости к общению. В каютах по 3 человека. Питание строго 3 раза в день, в остальное время - камбуз закрыт. Нет интернета. Некуда пойти. Суровые виды в иллюминаторе. И так 2 месяца.
Работал в районах, где пиратство распространено (Гвинейский залив). В таком случае для нормальной работы судна нанимается охрана. У нас на судне было 8 вооружённых африканцев, включая одного пулемётчика и снайпера. Они несут регулярную вахту.
Кстати, для защиты от пиратов в таких районах на судне оборудуется цитадель (в прямом смысле, так и называется по-английский "citadel"). Закрываемое изнутри пространство, в котром может укрыться экипаж до прибытия подмоги.
Вот ещё было. Поднимаюсь на мостик, а меня там ждёт телеграмма: "В 30 милях от вас пираты напали на танкер". Смотрю по карте - а мы вчера только там проходили со съёмкой. Но с такой охраной было не страшно.
Сколько вообще получается зарабатывать на такой работе? В русских компаниях порядка 150-200 тысяч рублей в месяц (зависит от квалификации, опыта и как договоришься). В заграничных - раз в пять больше. Вообще, все от компании зависит.
На том судне, на котором работаю сейчас, условия очень хорошие. Шведский стол. У каждого отдельная каюта с душем и туалетом. Спортзал. Прогулочная палуба, на которой можно загорать. Кают-компания, в которой можно смотреть фильмы и собираться поиграть, например, в Мафию или УНО. Интернет (правда, 15 мб на человека в сутки, но этого хватает для разговоров с домом по Whats App и проверки почты).
Какая часть моих обязанностей наиболее выматывает? Заказ снабжения и выяснение с поставщиком, соответствует ли заказанная деталь тому, что он собирается поставлять. Иногда это растягивается в длинные полотна переписки, которая, пусть и приводит к положительному результату, опустошает эмоционально.
У меня есть "экспедиция мечты". Хочу участвовать в экспедиции по поиску затонувших судов и их подъёму со съёмкой документального фильма об этом. Первое, что хочется исследовать - это, конечно, "Титаник". Спустить управляемый аппарат и, наблюдая по камере с судна, изучать затопленные каюты и всё, что осталось.
Говорят, что море не прощает ошибок, а моряки это жесткие в общении люди. Я наоборот стал более погружённым в себя и стремящимся к уединению. И, наверное, наоборот больше принимаю людей такими, какие они есть. Вот есть ли в этом влияние моря или такое происходит само по себе или по каким-то другим причинам - сказать сложно наверняка.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше? У нас есть еще, например, интервью с матросом промыслового флота.