Всем привет!
Среди множества столичных аэродромов, служивших в былые времена для различных целей, выделяется необычный гидроаэродром для самолётов-амфибий.
Даже старожилы севера Москвы не всегда смогут понять, о каком именно аэродроме идёт речь. Из-за расположения в районе Северного Тушино его часто путают с Тушинским аэродромом ДОСААФ (ранее — Осоавиахима), на месте которого сегодня возникли стадион «Спартак» с одноимённой станцией метро и большой жилой комплекс.
Хотя Захарковский гидроаэродром (а именно так он назывался) отношения к тушинскому соседу не имел. Гидроаэродром был частью Захарковского аэродрома, открытого в 1931 году рядом с деревнями Захарково и Алёшкино (примерно между нынешними станциями метро «Сходненская» и «Планерная)». Сам Захарковский аэродром был сравнительно небольшим и служил в качестве заводского аэродрома расположенных поблизости авиазаводов.
Уже в 1937 году рядом на берегу построенного ударными темпами канала им. Москвы возник и гидроаэродром. А напротив гидроаэродрома появилось знаменитое здание Северного Речного вокзала.
Захарковский гидроаэродром был не единственным в Москве — на месте нынешнего Филёвского бульвара располагался заводской аэродром центра им. Хруничева, а поблизости на Москве-реке была организована и водная гавань для испытания амфибий.
Но именно Захарковский гидроаэродром считался главным столичным пристанищем гидросамолётов. Именно отсюда отправлялись знаменитые арктические экспедиции, здесь же была база полярной авиации.
Это было единственное место в Москве, где гидросамолёты (главным образом американские «Каталины») «переобувались» в колёсные шасси и выходили на сушу. По сей день здесь, в районе ул. Досфлота, можно увидеть оборудованный гидроспуск — бетонный пандус, ведущий прямо в воду.
В 1937 году в Захарково организовали учебный центр лётчиков Гражданского Воздушного флота. На его базе проходили выставки и испытания лётной техники.
В годы войны Захарково (как и все столичные аэродромы) служило задачам военной авиации. Тщательно закамуфлированные аэродром и гидроаэродром принимали множество экипажей самолётов, а по воспоминаниям военных лётчиков камуфляж заставлял их быть предельно внимательными при посадке ночью — риск неточного действия был чреват катастрофой.
Уже после войны в результате жёсткого приводнения потерпел крушение один из гидросамолётов, на поверхности воды остались лишь масляные пятна. Как следствие, полёты с гидроаэродрома были запрещены. Полярная авиация временно осталась без дома — планировался переезд в район Углича, но в 1957 году после потери Бе-6 в районе мыса Каменного идею отменили вместе с самой полярной авиацией.
В 1960 году Тушино (вместе с деревнями Захарково и Алёшкино, а значит и с гидроаэродромом) входит в очерченные МКАДом границы Москвы. Будущее аэродрома становится предопределённым: часть лётных ресурсов перебазируется на территорию свежепостроенного аэропорта Шереметьево.
В течение 60-х годов территория Захарковского аэродрома начинает застраиваться: появляются сегодняшние бульвары и улицы: Яна Райниса, Героев Панфиловцев, Свободы, Фомичёвой и другие.
В планах городских властей, как обычно, было создание памятников историческому прошлому, но в итоге память о Захарковском аэродроме лишь была увековечена в названиях улиц Планерная и Аэродромная.
От Захарковского аэродрома сохранилось небольшое двухэтажное здание на улице Свободы (там был Штаб полярной авиации). Долгое время поблизости можно было найти остатки радиомаяка и большой заброшенный ангар ремзавода.
О славном прошлом этих мест ещё напоминают десантный катер и экраноплан — они находятся как раз напротив северного речного вокзала по соседству с дизельной подводной лодкой Б-396.
В отличие от подводной лодки, усилиями Объединённой судостроительной корпорации превращённой в небольшой музей, авиапамятники находятся в довольно плачевном состоянии. Будем надеяться, что и для них найдётся инвестор, который сможет поспособствовать сохранению хотя бы этих объектов.
Спасибо, что дочитали статью! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об истории авиации.