Найти тему

Почему Трусова выигрывает с падением?

В последнее время даже в крупных спортивных изданиях появлялись статьи с похожими заголовками и подзаголовками. Действительно, для многих неискушенных зрителей падение - это наиболее заметная ошибка, которую может допустить фигурист в своем выступлении, и по такой логике, выиграть с падением должно быть невероятно сложно, а то и невозможно. Мне кажется, это хороший повод попробовать разобраться в нынешней системе оценивания прокатов.

Как многим известно, до не столь давнего времени в фигурном катании была принята шестибалльная система оценивания: по шесть баллов в короткой и произвольной программе за технику и артистизм. Интересный факт заключается в том, что число 6 было выбрано неслучайно: когда-то в программу фигурного катания входили обязательные фигуры, которые спортсмен должен был вычертить коньком на льду. Эти фигуры должны были состоять как раз из шести линий, откуда и возникли шесть баллов оценки.

В рамках этой системы спортсмен был вынужден держать баланс между сложностью исполняемых элементов и красотой проката и сложностью передаваемого образа. Тем не менее, многие считали эту систему недостаточно объективной. В 2002 году произошел скандал на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, который и послужил триггером для коренного пересмотра системы.

За первое место в парном катании боролась отечественная пара Бережная-Сихарулидзе и канадская пара Сале-Пеллетье. Несмотря на небольшую допущенную ошибку, за счет оценок за артистизм Бережной и Сихарулидзе отдали первое место. Это вызвало шквал негодования в канадской прессе, в результате которого канадской паре также выдали комплект золотых медалей.

В 2005 году официально вступила в силу Новая судейская система (New Judging System, NJS). Ключевое ее отличие от старой в том, что каждый технический элемент и большинство элементов, имеющих отношение к красоте проката имеют свои жесткие критерии оценивания. Соответственно, появилась возможность более детализировано оценивать прокат.

Итак, оценка состоит из технической оценки и так называемой оценки за компоненты. Казалось бы, заменили слово артистизм на слово компоненты и стали его чуть более детально оценивать, что изменилось? На самом деле, все немного сложнее.

Сделаем небольшую вырезку из официальных правил на сайте ISU.

https://www.isu.org/figure-skating/rules/fsk-judging-system
https://www.isu.org/figure-skating/rules/fsk-judging-system

Оценка за компоненты состоит из следующих равноправных оценок, каждая из которых может составлять от 0.25 до 10, а именно:

Skating skills, или владение коньком. В эту оценку входят умение держать баланс, владение коньком, умение делать сложные дуги на скорости и прочая.

Transitions, или связки. В эту категорию принято включать относительно простые элементы, являющиеся связующими между более сложными. К ним относятся шаги, спирали, кораблики и некоторые простые прыжки.

Performance, или артистизм, красота исполнения. Вот где спряталась та полноценная вторая оценка из старой системы. Однако теперь она имеет несколько меньший вес.

Composition , или построение программы. Довольно важной частью этой оценки считается умение задействовать как можно большую площадь катка.

Interpretation of the Music, передача музыки и образа движениями на льду. Тут, думаю, дополнительных пояснений не требуется.

Как происходит оценивание в области техники? Ключевыми элементами, очевидно, являются прыжки, у каждого из которых есть своя базовая стоимость, приведенная на следующем изображении.

-2

В зависимости от качества исполнения элемента, к этой базовой стоимости прибавляются, или, напротив, вычитаются GOE - grade of execution, оценки за уровень исполнения, которые могут варьироваться от +5 до -5, домноженные на коэффициент сложности прыжка.

К примеру, рассмотрим протоколы произвольных программ Евгении Медведевой и Александры Трусовой за недавно прошедший Кубок Ростелеком.

-3
-4

Можно обратить внимание, что даже с падением четверной сальхов (4S) у Саши стоит всего на три балла меньше, чем неплохо исполненный тройной флип (3F) у Жени. С учетом наличия еще трех четверных прыжков у Трусовой, она могла бы спокойно упасть еще один, а то и два раза, и в итоге все равно остаться первой.

Безусловно, у новой системы оценивания есть свои плюсы. Однако достаточно распространенным мнением является то, что оценка за компоненты может во многом зависеть от предыдущих заслуг фигуриста, от страны, за которую он выступает, а также от его технической оценки. К примеру, рассмотрим рост компонентов Алины Загитовой с 2016 по 2018.

-5

Получается, что всего за полгода Алине удалось совершить принципиальный скачок во второй оценке. Если бы это случилось исключительно с Алиной, можно было бы сказать, что она - уникум и очень быстро обучается. Однако подобные метаморфозы с оценками происходят у большинства фигуристок, выходящих во взрослые. К примеру, с каждым стартом растут вторые оценки у Саши Трусовой. Не умаляя достоинств, безусловно, выдающихся спортсменок, все же такая закономерность - определенного рода минус новой системы.

Если подытожить все вышесказанное, можно выделить следующие основные мысли:

1. Нынешняя система оценивания - не столько про передачу сложных образов, сколько про довольно детальную оценку каждого элемента. К этому можно относиться по-разному, но на данный момент ситуация обстоит так.

2. Даже среди сильнейших фигуристов планеты технический разрыв может быть достаточно велик, чтобы падения и ошибки не могли повлиять на итоговое распределение мест.

3. У новой системы есть свои спорные места, и об этом не стоит забывать.

Надеюсь, мне удалось достаточно кратко передать основную суть нынешней системы оценивания в фигурном катании. Спасибо за внимание, буду рад любым конструктивным отзывам!