В последнее время даже в крупных спортивных изданиях появлялись статьи с похожими заголовками и подзаголовками. Действительно, для многих неискушенных зрителей падение - это наиболее заметная ошибка, которую может допустить фигурист в своем выступлении, и по такой логике, выиграть с падением должно быть невероятно сложно, а то и невозможно. Мне кажется, это хороший повод попробовать разобраться в нынешней системе оценивания прокатов.
Как многим известно, до не столь давнего времени в фигурном катании была принята шестибалльная система оценивания: по шесть баллов в короткой и произвольной программе за технику и артистизм. Интересный факт заключается в том, что число 6 было выбрано неслучайно: когда-то в программу фигурного катания входили обязательные фигуры, которые спортсмен должен был вычертить коньком на льду. Эти фигуры должны были состоять как раз из шести линий, откуда и возникли шесть баллов оценки.
В рамках этой системы спортсмен был вынужден держать баланс между сложностью исполняемых элементов и красотой проката и сложностью передаваемого образа. Тем не менее, многие считали эту систему недостаточно объективной. В 2002 году произошел скандал на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, который и послужил триггером для коренного пересмотра системы.
За первое место в парном катании боролась отечественная пара Бережная-Сихарулидзе и канадская пара Сале-Пеллетье. Несмотря на небольшую допущенную ошибку, за счет оценок за артистизм Бережной и Сихарулидзе отдали первое место. Это вызвало шквал негодования в канадской прессе, в результате которого канадской паре также выдали комплект золотых медалей.
В 2005 году официально вступила в силу Новая судейская система (New Judging System, NJS). Ключевое ее отличие от старой в том, что каждый технический элемент и большинство элементов, имеющих отношение к красоте проката имеют свои жесткие критерии оценивания. Соответственно, появилась возможность более детализировано оценивать прокат.
Итак, оценка состоит из технической оценки и так называемой оценки за компоненты. Казалось бы, заменили слово артистизм на слово компоненты и стали его чуть более детально оценивать, что изменилось? На самом деле, все немного сложнее.
Сделаем небольшую вырезку из официальных правил на сайте ISU.
Оценка за компоненты состоит из следующих равноправных оценок, каждая из которых может составлять от 0.25 до 10, а именно:
Skating skills, или владение коньком. В эту оценку входят умение держать баланс, владение коньком, умение делать сложные дуги на скорости и прочая.
Transitions, или связки. В эту категорию принято включать относительно простые элементы, являющиеся связующими между более сложными. К ним относятся шаги, спирали, кораблики и некоторые простые прыжки.
Performance, или артистизм, красота исполнения. Вот где спряталась та полноценная вторая оценка из старой системы. Однако теперь она имеет несколько меньший вес.
Composition , или построение программы. Довольно важной частью этой оценки считается умение задействовать как можно большую площадь катка.
Interpretation of the Music, передача музыки и образа движениями на льду. Тут, думаю, дополнительных пояснений не требуется.
Как происходит оценивание в области техники? Ключевыми элементами, очевидно, являются прыжки, у каждого из которых есть своя базовая стоимость, приведенная на следующем изображении.
В зависимости от качества исполнения элемента, к этой базовой стоимости прибавляются, или, напротив, вычитаются GOE - grade of execution, оценки за уровень исполнения, которые могут варьироваться от +5 до -5, домноженные на коэффициент сложности прыжка.
К примеру, рассмотрим протоколы произвольных программ Евгении Медведевой и Александры Трусовой за недавно прошедший Кубок Ростелеком.
Можно обратить внимание, что даже с падением четверной сальхов (4S) у Саши стоит всего на три балла меньше, чем неплохо исполненный тройной флип (3F) у Жени. С учетом наличия еще трех четверных прыжков у Трусовой, она могла бы спокойно упасть еще один, а то и два раза, и в итоге все равно остаться первой.
Безусловно, у новой системы оценивания есть свои плюсы. Однако достаточно распространенным мнением является то, что оценка за компоненты может во многом зависеть от предыдущих заслуг фигуриста, от страны, за которую он выступает, а также от его технической оценки. К примеру, рассмотрим рост компонентов Алины Загитовой с 2016 по 2018.
Получается, что всего за полгода Алине удалось совершить принципиальный скачок во второй оценке. Если бы это случилось исключительно с Алиной, можно было бы сказать, что она - уникум и очень быстро обучается. Однако подобные метаморфозы с оценками происходят у большинства фигуристок, выходящих во взрослые. К примеру, с каждым стартом растут вторые оценки у Саши Трусовой. Не умаляя достоинств, безусловно, выдающихся спортсменок, все же такая закономерность - определенного рода минус новой системы.
Если подытожить все вышесказанное, можно выделить следующие основные мысли:
1. Нынешняя система оценивания - не столько про передачу сложных образов, сколько про довольно детальную оценку каждого элемента. К этому можно относиться по-разному, но на данный момент ситуация обстоит так.
2. Даже среди сильнейших фигуристов планеты технический разрыв может быть достаточно велик, чтобы падения и ошибки не могли повлиять на итоговое распределение мест.
3. У новой системы есть свои спорные места, и об этом не стоит забывать.
Надеюсь, мне удалось достаточно кратко передать основную суть нынешней системы оценивания в фигурном катании. Спасибо за внимание, буду рад любым конструктивным отзывам!