Ингрид Робейнс, профессор философии, выиграла грант в 2 миллиона евро от Европейского Исследовательского Центра за то, чтобы она продолжила исследование в новом философском направлении «лимитарианизм».
Робейнс изучала экономику и философию, и позже она добилась докторской степени в Университете Кембриджа. Её работы по философии фокусируются на морали и нормативах в философии политики, в частности они специализированны на различных вопросах справедливости и других социальных ценностей в сочетании с междисциплинарными исследованиями.
Так что входит в новое понятие «лимитарианизм»?
Лимитарианизм — это теория о том, как должны быть распределены ресурсы. Отчасти она перекликается с коммунизмом и социализмом, но при этом абсолютно самостоятельна и ни на что не похожа. Лимитарианизм также изучает, как функционирует производство и распределение в обществе вместе с взаимоотношениями людей. Но в отличии от взгляда «всем поровну», лимитарианизм акцентирует внимание на том, кто сколько может иметь, не выходя за пределы своей нормы. Это могут и материальные ценности, и деньги, и даже возможность ездить на автомобиле.
Разумеется, было бы аморально всех опускать до нищеты, это течение такое не предусматривает: наоборот, никто не должен жить в нищете, но и вместе с этим никто не должен иметь доступа к абсолютному богатству. Ограничив сверхбогатых в возможности покупать лишнее, нищие получат заметно больше материальных ресурсов, и так сформируется средний класс, который по сути является основой стабильной экономики.
Звучит утопично-коммунистично, но это течение философии заметно глубже, чем кажется. Оно касается и вопросов экологии, и проблем невозобновляемости ресурсов и даже возможности цикличной экономики.
В век, когда человечество столкнулось с последствиями загрязнения окружающей среды и увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми (к сожалению, из-за падения спроса на интеллектуальный труд средний класс уменьшается), новая идеология могла бы решить эту проблему. Но что на практике? Некоторые идеи давно воплощаются в реальность, например, прогрессивная шкала налогообложения. В странах, где она введена и действует, наблюдается заметно меньший коэффициент Джини, чем там, где действует единая шкала. Но это не спасает ситуацию в целом.
Богатые, в силу своих возможностей, покупают лишние дома, квартиры, машины, в которых они даже не живут и не используют, но раздразнивают менее обеспеченных также бесполезно шиковать и вносить свой вредный вклад в игнорировании финансовой грамотности.
Может, действительно, нам нужны лимиты, чтобы не влезать в долги и не продолжать жить во вред себе, социуму и планете?