Когда руководите своим делом, быстро становится ясно, что в бизнесе — чем дальше, тем страшнее:
- В процессе запуска ничего непонятно, сложно рассчитать вложения и привлечь достаточно клиентов.
- Во время выхода на окупаемость приходится волноваться, как бы все не рухнуло, если утром поспать на пару часов дольше.
- Когда бизнес растет, в голове мысли о том, как обойти конкурентов, сделать сотрудников эффективнее, а клиентов счастливее.
Мы, Билайн Бизнес, в курсе этих и других проблем предпринимателей. А еще знаем, как их решать — пишем об этом в нашем блоге для бизнеса. В статье расскажем, с какими проблемами чаще всего сталкиваются предприниматели на разных этапах развития, как избежать этих проблем или быстро решить.
Когда только открываете свое дело
У вас есть отличная идея.
→ Вложения посчитали, бизнес-план составили, а деньги закончились еще до открытия
Во время черновых работ в помещении выясняется, что надо переделывать вентиляцию. Или поставщик задержал товар и надо вкладывать дополнительные деньги, чтобы заказать поставку у других. А после запуска может случиться, что продажи есть, но вдруг наступает кассовый разрыв — на зарплату и аренду не хватает.
Это значит, что предприниматель неверно рассчитал издержки, плохо просчитал себестоимость или не учел чего-то важного.
Что делать, чтобы такого не случилось, рассказываем в статье «Финансовый прогноз стартапа». Еще в статье есть интерактивная таблица — она покажет реалистичность проекта. Заполняете несколько полей, и автоматически рассчитываются рентабельность, окупаемость и вероятность кассовых разрывов.
Можно посмотреть, как будут идти дела, если взять кредит, клиентов станет меньше или увеличатся постоянные расходы
→ Надо выделиться на рынке. Но как, если у вас не модный технологичный стартап, а обычная точка с фаст-фудом?
Зачастую непонятно:
- Как объяснить людям, чем вы лучше конкурентов
- Как преподнести свой продукт, когда рынок переполнен
- Сколько на рынке потенциальных клиентов и достаточно ли этого, чтобы бизнес держался на плаву
Бывает, открыли магазин с отличным товаром, а оказывается, что популярные в Инстаграме куртки на этом перекрестке в Липецке никому не нужны. Но аренду помещения за полгода вперед уже оплатили.
Чтобы такого не было, нужно анализировать рынок и строить стратегию развития бизнеса. Мы написали, как составить и реализовать стратегию развития малого бизнеса, если нет знакомых финансистов.
→ Пора запускать рекламу, но понятно только, где распечатать флаеры. И что-то слышали про SMM
А еще друзья сказали, что надо обязательно сделать своего чат-бота для автомойки.
Рекламных каналов много и часто их выбирают не по тем критериям:
- У Васи поток клиентов из контекстной рекламы — и мы сделаем
- Был на вебинаре — там сказали, что без соцсетей никуда
- Надо быть как Apple — а начнем с того, что сделаем сайт как у них
Начинающий предприниматель далек от маркетинга и не очень хорошо разбирается в видах рекламы. В результате заказывает размещение на радио, хотя лучше бы раздал листовки на улице.
В блоге мы рассказываем, как выбирать каналы продвижения бизнеса, отслеживать эффективность и анализировать результаты, чтобы деньги на рекламу не улетали в трубу.
→ Надо все оформить, чтобы работать «в белую», но денег на бухгалтера пока нет
Как выбрать систему налогообложения, чтобы не переплачивать? Как принимать оплату, чтобы не получить штраф? Конечно, можно самостоятельно изучить законы, но будем честны — обычному предпринимателю сложно в них разобраться.
Мы рассказываем про сложные вещи так, что остается только пойти и сделать. Например, уже объяснили:
- Что выбрать начинающему бизнесмену: самозанятость или ИП
- Как лучше платить налоги
- Как выбрать онлайн-кассу
Когда пытаетесь выйти в прибыль
Уже все кипит, но в процессах — бардак.
→ Клиенты есть, но прибыли мало
Чтобы привлечь первых клиентов, предприниматели часто устанавливают низкие цены или дают большие скидки. В итоге работы много, а прибыли почти не остается. Надо повышать цены, но страшно растерять тех клиентов, которые уже есть, и не найти новых.
Оказывается, можно искать новых клиентов без особых вложений, нужно лишь немного смекалки. Мы собрали целых 5 эффективных, но неочевидных способов расширения клиентской базы.
Еще ситуация улучшится, если постоянные клиенты будут покупать больше и возвращаться чаще. Можно давать им дисконт со скидкой на последующие покупки, делать подарки при крупных покупках или разрабатывать персональные предложения.
У нас есть подробный гайд о том, как разработать систему лояльности, которая понравится клиентам. Там же мы рассказали о нескольких хитростях, которые помогут поднять продажи без скидок.
→ Взяли первых сотрудников. Они работают, но как-то неэффективно
Бывает, попросил что-то сделать, проверяешь результат — а сотрудник все сделал не так.
Например, помощница маркетолога в консалтинговой компании два дня сидела над списком сайтов-конкурентов и собрала вручную около 15 000 ссылок. Ее работой никто не воспользовался, потому что руководителю нужен был короткий список основных конкурентов с первых страниц Яндекса и Гугла.
Два рабочих дня помощница потратила впустую, так как неправильно поняла задачу. Маркетолог не успел сделать свою часть работы, сроки по проекту пришлось перенести, в итоге компания понесла убытки.
Чтобы все задачи выполнялись хорошо и вовремя, нужно научиться правильно их ставить. И четкие регламенты — далеко не самое важное.
→ Одному клиенту забыли перезвонить, другому позвонили дважды, а еще двоим перепутали заказы
Вокруг творится полный хаос, база клиентов — в таблице Excel или в бумажном блокноте. В таких условиях невозможно отследить, кому менеджер обещал перезвонить и забыл. А еще сотрудник может уйти к конкурентам и переманить за собой клиентов. Из-за этого придется еще больше вкладывать в продвижение.
Уберечь от такого свой бизнес можно, если автоматизировать клиентскую базу и выстроить всю работу через CRM.
CRM помогает отследить стоимость привлечения клиента, стимулировать повторные покупки, лучше планировать акции и контролировать сотрудников. Как это работает — рассказываем в статье «Зачем CRM малому бизнесу».
Когда хотите масштабировать бизнес
Но не можете.
→ Оказывается, ничего не разваливается ровно до тех пор, пока вы сами участвуете в процессе
Иногда возникает ощущение, что сотрудники — словно беспомощные дети. Там надо доделать, там проверить и ни в коем случае далеко не отходить, иначе работа останавливается.
В блоге мы разобрали основные ошибки, которые допускают предприниматели в попытках выбраться из операционки, и объяснили, как правильно передать свои обязанности другим и освободить время для развития бизнеса.
→ Нужны деньги на развитие, но из оборота их достать не получится
Заказы растут, на счет поступает все больше денег, но их все равно не хватает. Недостаточно средств, чтобы купить дополнительное оборудование или увеличить складской остаток. Можно взять в долг у друзей, кредит в банке, найти инвестора, а еще сократить издержки и копить.
Где взять богатых друзей, мы не знаем, а вот с остальным уже разобрались:
- Кредитов все боятся, а еще их неохотно дают малому бизнесу. Рассказываем, на какие суммы можно рассчитывать и как получить льготный кредит по госпрограмме.
- С инвестором придется делиться бизнесом, а работать по-прежнему одному. Обычно просят 25–40% доли. Да и найти инвестора не так просто. В статье о проблемах растущих компаний даем несколько советов, которые помогут обратить внимание венчурных фондов именно на ваш проект.
- С сокращением издержек главное — не переусердствовать. Некоторые руководители начинают считать салфетки для посетителей или запрещают сотрудникам мыть руки больше двух раз в день. Лучше поискать поставщиков с более выгодными условиями или сократить издержки на корпоративную связь. Мы знаем целых 6 способов сэкономить на мобильной связи и все равно без проблем звонить клиентам и друг другу.
→ Бизнес будет расти быстрее, если найти хорошие заказы, но страшно участвовать в тендерах
Для многих выиграть тендер — это гарантия стабильности. Но само участие в тендере — тот еще бюрократический аттракцион. В блоге Билайн Бизнес есть подробная инструкция для новичка о том, как участвовать в тендерах. Там же — полезные советы о том, в каких закупках лучше участвовать для начала, чтобы не пришлось работать в минус.
Листайте дальше и переходите в B2Blog от Билайн за новыми знаниями, которые помогут развивать бизнес. Читайте десятки подробных инструкций и гайдов о том, как на разных этапах развития больше зарабатывать, экономить и избегать проблем с клиентами, сотрудниками и государством.