Найти тему
Дмитрий Гусаров

Как быть христианином-скептиком?

Продолжаем рассмотрение темы скептицизма в христианстве. В прошлый раз мы говорили о том, можно ли быть христианином-скептиком в принципе, а сейчас давайте обсудим, как быть им на практике. И начнем с вопроса, что же представляет собой скептическое мышление.

Оно строится на двух основных принципах. Первый состоит в том, что не нужно безапелляционно утверждать то, что не имеет доказательств. Очевидно, что если бы каждый человек (не только верующий) придерживался этого простого правила, в нашем мире было бы больше взаимопонимания.

У Евклида есть интересная цитата: "То, что было принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств". Всякому христианину будет полезно явным образом отделять в своей речи то, в чем он уверен, потому что имеет доказательства, от того, в чем он уверен, просто потому что где-то об этом прочитал, услышал и принял верой.

Также не следует бояться признаваться в том, что мы чего-то не знаем (особенно, если это очевидно и так). Подобные признания только укрепляют авторитет говорящего. Многие споры (не только религиозные) могут стать гораздо более продуктивными, если стороны будут придерживаться этих простых правил.

Только глупый человек уверен, что знает обо всём лучше других
Только глупый человек уверен, что знает обо всём лучше других

Второй принцип скептицизма - это так называемая гигиена мышления. Он говорит о том, что нужно тщательно следить за тем, во что мы принимаем решение верить. Словосочетание "решение верить" может показаться странным, но я надеюсь, что вы понимаете, о чем я говорю.

Иногда примером истинно верующего человека нам может показаться тот, кто принимает на веру абсолютно всё. И чем в большей степени его убеждения противоречат фактам из окружающей действительности, тем более сильной считается его вера. Например, представляется более-менее очевидным, что сегодня люди не воскресают из мертвых, не излечиваются сами собой от аппендицита, что у них не отрастают конечности и не появляются новые знания без обучения. И если человек рассчитывает в этих вопросах исключительно на чудо (ссылаясь на то, что Бог всемогущий, что по иронии как раз таки является правдой), то значит живет в мире иллюзий - в какой-то совершенно иной реальности, построенной не Богом, а им самим. И уж точно это не говорит о том, что его вера сильна.

Вера необязательно должна быть слепой и не имеющей под собой никаких оснований
Вера необязательно должна быть слепой и не имеющей под собой никаких оснований

Практика "слепой веры" является весьма спорной и порой даже опасной. Всегда важно проверять, на основании чего мы верим в те или иные вещи. И если нам кажется, что это прямое учение Священного Писания, то полезно задать себе вопрос, как это согласуется с тем, что происходит в реальном мире, и все ли христиане верят таким образом, а если нет, то почему.

Например, если Бог желает, чтобы все Его дети были богаты и успешны, то почему это слишком часто не так? Если Он желает, чтобы они никогда не болели и не умирали, то почему это абсолютно точно не так? Если Библия говорит о шести днях творения, то почему это противоречит ясно подтвержденным научным фактам и отвращает от принятия веры людей сведущих в науке?

Проблема здесь в устройстве нашего разума. Дело в том, что принимать утверждения без строгих доказательств интеллектуально гораздо проще, чем кропотливо трудиться над чистотой своих убеждений. Разучившись думать, мы можем начать строить фундамент своего мировоззрения исключительно на вере и затем постоянно добавлять в него всё новые и новые аксиомы, порой уже весьма противоречивые и далекие от того, что есть на самом деле.

Верующим христианам особенно важно следить за гигиеной собственного мышления
Верующим христианам особенно важно следить за гигиеной собственного мышления

Как верующие люди, мы действительно вынуждены принимать что-то на веру. В частности, даже сам факт существования Бога не может быть доказан с той же степенью строгости, как это принято в точных науках. Однако это не умаляет значение личного духовного опыта человека и не говорит о том, что у нас вовсе нет никаких оснований для веры. Напротив, они есть и их немало. Но это уже немного другая тема для разговора.

В третьей, заключительной части мы рассмотрим несколько библейских историй о христианах-скептиках, а пока добро пожаловать в комментарии.