Автор цикла — 87-летний старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг. Он рассказывает о джазменах, которые по разным причинам не достигли уровня известности суперзвёзд, но их роль в истории мало чем уступала значению титанов джазового искусства.
В более ранних выпусках: трубач Эрскин Хокинс, пианист Мэтт Деннис, поющий пианист Бадди Греко, трубач-аранжировщик Сай Оливер, тромбонист Майк Зверин, трубач Чарли Шейверс, саксофонист Джимми Форрест, тромбонист Сай Центнер.
Герой сегодняшнего выпуска рубрики:
Айшем Джонс (Isham Jones)
Нельзя сказать, что это имя совсем забыто. Его упоминают во всех джазовых энциклопедиях и называют одним из самых ярких сонграйтеров (композиторов-песенников) первой трети ХХ века. Две его песни — «California, Here I Come» и «It Had to be You» — вошли в Зал славы Grammy в 2005 г. и, соответственно, в 2007 г. Я услышал «It Had to be You» в увлекательном драматическом фильме «Судьба солдата в Америке», который, как я узнал потом, в США назывался «Бурные двадцатые» («Roaring Twenties»). В фильме всего три песни — «My Melancholy Baby», «It Had to be You» и «Wild About Harry». Почему-то в [советском] музыкальном сообществе самой популярной стала первая песня, её начали подбирать, делать аранжировки на разные составы, играть на танцах и в ресторанах. Появился и русский текст: «Приходи ко мне, мой грустный бэби…». Кто это сочинил, я не знаю. Песня, конечно, хорошая, красивая, запоминающаяся, но я в то время не очень симпатизировал балладам. Правда, друзья обратили внимание на пианиста, который дважды с прекрасным чувством джаза сыграл вступление. Зато «It Had to be You» — это джаз. Короткие какие-то раскачивающиеся фразы, удобный средний танцевальный темп. Потом у кого-то я достал оркестровку, печатные ноты, на которых были указаны авторы текста и музыки.
СЛУШАЕМ: Isham Jones & his Orchestra «It Had to Be You» (1924)
Читая разные джазовые книги (прежде всего, переводы Юрия Верменича), я понял, что Айшем Джонс был не просто сонграйтером, но и руководителем оркестра. Он сочинил более сотни песен, среди которых несомненными хитами стали, кроме двух упомянутых, «On the Alamo», «I’ll See You in my Dreams», «There is no Greater Love», «Wabash Blues» (продано более миллиона копий, и 12 недель песня занимала первое место в чартах 1921 года), «Swingin’ Down the Lane». Песни эти стали джазовыми стандартами в исполнении Эллы Фицджеральд, Тони Беннета, Рэя Чарльза и многих инструментальных групп. Но если послушать сегодня старые пластинки с записями оркестра Айшема Джонса, то вряд ли они произведут впечатление.
СЛУШАЕМ: Isham Jones Orchestra «Wabash Blues» (1921)
Айшем Джонс руководил танцевальным суит-оркестром (sweet — «сладкие» — так в джазовой историографии 1950-60-х гг. было принято именовать околоджазовые оркестры 1920-х без значительного импровизационного элемента, в противовес немногим джазовым «hot», то есть «горячим», оркестрам. — Ред.), пик популярности его коллектива пришёлся на начало тридцатых годов (1930-1935 гг.) , когда настоящий «горячий» свинг только начинался. Айшем начал с того, что попросил аранжировщика (и будущего известного сонграйтера) Виктора Янга оркестровать «Stardust» Хоуги Кармайкла. Янг предложить начать балладу со скрипичного соло, а бэнд подключить только к припеву. Получился прекрасный номер. До сих пор все критики едины в том, что это — лучшая версия темы Кармайкла.
СЛУШАЕМ: Isham Jones and his Orchestra «Stardust» (1931)
В то время в оркестре играли неплохие музыканты — трубач Пи Ви Эрвин, тромбонист Джек Дженни, кларнетист и вокалист Вуди Герман, а аранжировки писал либо сам Джонс, либо Гордон Дженкинс. Историк джаза Джордж Саймон признавался, что «…слушал записи бэнда Джонса ещё подростком и был очарован чудесным, богатым ансамблевым звучанием». А Дженкинс заметил: «Это был величайший суит-бэнд». Однако в начале 1936 года Джонс распустил свой бэнд, сославшись на усталость и пошатнувшееся здоровье. Но мне кажется, он понял, что как руководитель оркестра проигрывает лидерам нового поколения. Тут же молодой, активный и коммуникабельный Герман подговорил музыкантов (17 человек) собраться в новый коллектив под его именем. Джонс не возражал и уехал в Калифорнию. Подозреваю, если бы не история Вуди Германа, то Джонса, вероятно, вспоминали бы ещё реже.
Айшем Джонс родился в 1884 году в Каултоне (Айова), его отец играл на скрипке и заставил мальчика следовать его примеру. Семья переехала в Сагино, маленький городок в штате Мичиган, где 12-летний Айшем уже играл в отцовском ансамбле при местной методистской церкви. Он освоил фортепиано, контрабас и начал дуть гаммы на саксофоне в строе «до» (C-melody saxophone). В 1915 году собрал трио для работы в отеле College Inn, затем перешел в танцевальный зал Rainbo Garden (c 1920 бэнд назывался Rainbo Orchestra) и по мере завоевания популярности постепенно довёл оркестр до типичного «троечного» состава — три саксофона, три медных инструмента (две трубы и тромбон) и три скрипки. Иногда приезжал в Нью-Йорк, участвовал в бродвейских ревю «Безумие Зигфелда». Известность пришла к нему, когда он сочинил «On the Alamo», а затем «Wabash Blues». В начале двадцатых годов перестал играть на саксофоне. Высокий, немногословный и редко улыбающийся Айшем стал дирижёром. Его недолюбливали музыканты, но, ценя талант и авторитет композитора-аранжировщика, подчинялись суровой дисциплине. В 1924 г. оркестр с успехом выступал в Лондоне. В 1927-29 гг. Джонс не появлялся на публике (гонорары за песни позволяли ему жить безбедно), писал аранжировки для других оркестров, а самый лучший свой бэнд собрал в 1930 г. и почти сразу же стал знаменит, записав оригинальную и признанную лучшей версию «Stardust» Хоуги Кармайкла. В его оркестре было три трубы, два тромбона, четыре или пять саксофонов, три скрипки, контрабас, к тому же туба, фортепиано, гитара и ударные. В основном работал в Чикаго в лучших танцевальных залах города.
Я готов признать, что в американской популярной танцевальной музыке, которую мы не считаем настоящим джазом, работали истинные профессионалы. Одним из них был Айшем Джонс. Мощный, провокационный, ритмичный свинг его напугал, рождение импровизационного концертного джаза он не приветствовал. В конце 40-х о6 вернулся на сцену, набрал музыкантов, получил ангажемент в нью-йоркском Lincoln Hotel, но его выступления скорее напоминали авторские вечера. Лидером-джазменом он не стал. А авторство моей любимой мелодии «It Had to be You» никто не отнимал. Умер Айшем Джонс во Флориде, в маленьком городе Голливуд, в 1956 г. В добровольной отставке он ещё успел поруководить птицеводческой фермой в Колорадо. И вроде бы успешно.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!