Хочу поделиться наблюдениями относительно песни Was ich liebe. На мой субъективный взгляд в песне неожиданно мощно прорывается буддийская философия. «Прорывается» — потому что в проповедники буддизма Линдеманна, вроде бы, не записывала даже самая жёлтая пресса. Истина, в общем, общечеловеческая сквозит...
За счастьем и радостью
Следуют мучения.
За всё прекрасное
Приходится платить.
Эти слова можно было бы сделать эпиграфом к изложению доктрины причинно-зависимого существования. Корень всех проблем — хотения или, на нормальном русском, желания. Последствия «грехов» приходят сами собой, как по физическому закону.
Проблема лирического героя может показаться надуманной. Вот чудак-человек, счастливым быть не хочет. А ведь текст здорово соответствует состоянию человека, который настолько глубоко познакомился с пустотой, что пугающие темы не вызывают у него почти никакой реакции. У этого есть обратная сторона: «приятные» и «радостные» темы тоже ничего не вызывают.
Я не люблю что-то любить.
Мне не нравится то, что мне что-то нравится.
Я не рад, когда я радуюсь.
Ведь я знаю, что буду сожалеть об этом.
Эта неуязвимость по отношению как к «плохому», так и к «хорошему», напоминает историю о тибетском святом, который неожиданно набросился на девушку, стиравшую белье в реке, сами понимаете, с какой целью. Девушка отбилась и позвала на помощь, сбежались люди и стали на чем свет стоит укорять отшельника: «А еще монах, какие непотребства творит... » В ответ на что отшельник рассказал, что, мол, только что во дворце умер князь, проживший очень неправедную жизнь. И в тот самый момент, когда отшельник набросился на девушку, душа князя должна была переместиться в новое тело. Желая помочь грешнику, святой попытался поспособствовать зачатию ребенка. Но теперь уже было поздно, и душа князя переселилась то ли в демона, то ли в зверушку. Disclaimer: это всё очень плохо и неправильно, не надо так делать.
В общем, опыт пустоты меняет людей, как-то так. Не в лучшую и не в худшую сторону. В противоположную от мира, что ли. Остающиеся «снаружи» начинают жалеть: бедный, не может быть счастливым. Но и несчастным он тоже не может быть, вот что важно. Или так, или так.
(с) Кирилл Кузьмин