Сегодня в США отмечают День комикса. Думаете, комиксы – это что-то из средней школы, смешные картинки про Дональда Дака и Человека-паука? Ну так у нас для вас новости!
Комиксы давно стали самостоятельным литературным жанром – важным и заслуживающим внимания. Серьёзные писатели и талантливые художники используют формат графического романа (да-да, так теперь называют комиксы), чтобы рассказывать самые невероятные или, наоборот, совершенно реальные истории. Выбрали 11 самых красивых, известных и новых изданий, с которых стоит начать своё путешествие в мир книжной графики.
1 Винсент. Барбара Сток
Одно из новых и очень успешных направлений жанра – графическая биография. История жизни Ван Гога или Фриды Кало, рассказанная в картинках, трогает и увлекает не меньше, а может, и больше, чем классическая биография. И кажется, художники-сумасброды, какими были Винсент и Фрида, оценили бы такой авангардный подход к собственным жизнеописаниям.
2. V – значит Вендетта. Алан Мур, Дэвид Ллойд
К созданию «V – значит Vендетта» приложил руку легендарный художник комиксов Алан Мур. Роман этот приобрёл важнейшее значение для всех протестных движений нашего века.
События комикса разворачиваются в антиутопичной Великобритании 1980–1990 годов, пережившей в начале 1980-х ядерную зиму и в результате последовавшего за ней экономического, политического и социального коллапса оказавшейся под властью фашистского режима.
3. Хранители. Алан Мур, Дэйв Гиббонс
«Хранители» – главный комикс всех времён и народов. Он один вошёл в список ста величайших романов по версии журнала Time. Мир «Хранителей» очень похож на наш, за одним исключением: в нём существуют супергерои. Правда, жизнь людей в масках и плащах совсем не похожа на радужный и смешной многосерийный фильм от Marvel.
4. Бойцовский клуб 2. Чак Паланик, Кэмерон Стюарт
Есть люди, которым категорически не к лицу и не по душе обыденная жизнь. Есть писатели, которые каждым словом режут как бритвой. Это Чак Паланик и герой его «Бойцовского клуба» Себастьян. Жена, дети, работа – кто сказал, что это норма? «Бойцовский клуб 2» – долгожданная книга о том, как Себастьян вновь выпускает на волю Тайлера и что из этого получается.
5. Маус. Арт Шпигельман
«Маус» Арта Шпигельмана – единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Евреи – мышки, немцы – кошки. С помощью рисованного комикса художник Шпигельман изобразил историю холокоста, услышанную им от собственного отца. В мировом масштабе книга имеет не столько тематическое, сколько прорывное значение. После вручения в 1992 году «Маусу» Пулитцеровской премии комиксы перестали воспринимать как цветные картинки для детского развлечения. И теперь подобные вещи уважительно называют графическими романами.
Шпигельман потрясает тем, что рассказывает о фашизме, не эксплуатируя уже ставшие стандартными в литературе о Второй мировой приёмы и сюжеты.
6. Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. Сидни Падуа
«Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» – смешная (почти) правдивая история изобретения первого компьютера. Тот случай, когда факты из истории науки лучше подавать в картинках: получилось познавательно и с юмором. Ада Лавлейс и Чарльз Бэббидж были реально существовавшими гениями викторианской эпохи, которым удалось прийти к первым идеям программирования задолго до появления компьютера. Они задумали построить гигантскую вычислительную машину, однако в жизни их планам не суждено было сбыться. А в комиксе Сидни Падуа– очень даже!
7. Сектор 7. Дэвид Виснер
«Сектор 7» – милая и на первый взгляд совсем детская история о силе воображения. Мальчик, отправившись на школьную экскурсию на Эмпайр-стейт-билдинг, знакомится с облаком и вместе с ним попадает в Облачный распределительный центр. Оказывается, облакам до смерти надоели их обычные формы и им пригодилось бы творческое мышление... Иллюстрации художника Дэвида Виснера хочется рассматривать бесконечно!
8. Однастория. Джипи
«Однастория» оказалась первым графическим романом, вошедшим в шорт-лист главной итальянской литературной премии «Стрега», спровоцировав горячие споры о границах литературы.
«Однастория» – это две истории. Первая – про Сильвано Ланди, писателя, который обнаруживает на пороге пятидесятилетия, что его жизнь развалилась на куски. Вторая – история его прадеда Мауро, солдата в окопах Первой мировой войны. Под одними и теми же небесами, великолепными и безжалостными, Джипи разворачивает историю о красоте и хрупкости, о человеческих слезах и надежде.
9. Утиная семейка. Брайан Гордон
Вся правда о родительстве в простом и очень смешном комиксе про семейство уток. Художник Брайан Гордон, отец двоих детей, уже более 10 лет создаёт забавные зарисовки на основе простых ситуаций, с которыми мамы и папы сталкиваются каждый день. «Утиная семейка» – идеальный подарок для молодых родителей и классное средство, чтобы бороться с родительским выгоранием.
10. Как устроено кино. Эдвард Росс
Комикс про то, что кино – это не только способ развлечься, но и серьёзное, глубокое искусство. Художник Эдвард Росс – большой киноман, а потому на страницах этого комикса вы найдёте десятки аллюзий, как на классику кинематографа, так и на современные фильмы.
Графический роман «Как устроено кино» разделён на 7 глав, каждая освещает важный аспект кино. Например то, как с помощью архитектуры и декораций создают целые миры, как свет и звук помогают режиссёрам воплощать разные творческие задачи, как всеобщая человеческая технофобия стимулирует создание киношедевров.
11. Вы просто завидуете моему реактивному ранцу. Том Голд
Том Голд вот уже десять лет рисует свои короткие и гомерически смешные истории для журнала The Guardian. Главное действующее лицо и объект довольно едких шуток – книга. Наконец-то стрипы, то есть короткие комиксы, выпущены под одной обложкой. «Вы просто завидуете моему реактивному ранцу» – книга на радость всем «книжным червям», у которых есть чувство юмора.