Найти тему
Томская неделя

Иллюзия доступности

Оглавление

«Томская НЕДЕЛЯ» продолжает журналистское расследование по проблеме доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

Дочка зашла домой после учебы подавленная и расстроенная: «Мама, там мужчина на инвалидной коляске ехал прямо по краю дороги. Машины его объезжали, конечно, но было все равно страшно. Я сначала не поняла, почему он не по тротуару передвигается. А потом присмотрелась — оказывается, он просто не мог найти место, чтобы было удобно въехать на тротуар на коляске. Люди ему в итоге помогли, перетащили коляску через бордюр на тротуар. Но почему у нас все так?!».
Мы в газете уже неоднократно печатали критические материалы, в которых рассказывали о том, что в Городе Будущего, как часто называют Томск, продолжают нарушаться права людей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку реальной реакции на описываемые нами факты не происходит, мы намерены и впредь поднимать проблему доступности областного центра для данной социальной категории граждан.
Воспользоваться этим пандусом никто не решится
Воспользоваться этим пандусом никто не решится

Законом предусмотрено

По итогам одной из наших предыдущих публикаций о доступной среде для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, а также запроса в прокуратуру, на адрес редакции пришел ответ прокурора Советского района Олега Фрикеля. В частности, в этом документе очень четко перечислены меры, которые обязано предпринимать государство (на местном уровне — городская администрация) для обеспечения инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

«В соответствии со ст.15 Федерального закона, …а также правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск»…установлено, что объекты социальной и транспортной инфраструктуры, жилые дома должны оснащаться техническими средствами для обеспечения доступа в них инвалидов и других маломобильных групп населения (пандусы, поручни, подъемники и др., информационное оборудование для людей с ограниченными возможностями), а проезжие части, тротуары — приспосабливаться для беспрепятственного передвижения по ним инвалидов и других маломобильных групп населения».

Что по факту?

Дабы оценить фактическую степень доступности городской среды для людей в инвалидных колясках, достаточно посмотреть вокруг. Много ли мы видим каждый день людей с ограниченными возможностями здоровья на улицах нашего города, в общественном транспорте, в местах социальной и культурной значимости? Скорее, увидеть этих людей — большая редкость. И вовсе не потому, что их нет. И не потому, что эти люди не хотели бы ежедневно передвигаться по городу, бывать на различных мероприятиях.

Иллюзия первая. Многие жители города убеждены в том, что инвалидам-колясочникам нравится передвигаться по проезжей части. Они делают это, дабы испытывать на прочность нервы автомобилистов. Эта иллюзия разбивается вдребезги при первой же попытке заехать в инвалидной коляске с проезжей части на тротуар. Поверьте, даже здоровому человеку очень трудно было бы одолеть этот небольшой подъемчик. А уж «штурм» других участков и вовсе оказывается невозможной задачей. На некоторых спусках (как бы оборудованных для инвалидов) и вовсе можно перевернуться, получить травму. Страшно подумать, сколько экстрима таит передвижение по обычным улицам на инвалидной коляске. Впечатление такое, что на коляске лучше вообще из дома не выезжать. Собственно, маломобильные граждане зачастую так и вынуждены поступать.

Наличие пандуса — еще не доступная среда!

Есть мнение, что инвалиды зря возводят напраслину на местные власти, говоря о недоступности социально значимых объектов. Якобы почти все важные учреждения города уже оборудованы пандусами. Это и есть вторая иллюзия: наличие пандуса равнозначно «доступной среде».

Мониторинг показал, что пандусы, действительно, являются неотъемлемой частью многих учреждений Томска. Приспособления для «колясочников» можно обнаружить и на тротуарах города. Только вот воспользоваться этими «индикаторами доступности» можно далеко не всегда.

Согласно полученному ответу прокурора Советского района О. Фрикеля на наше обращение о нарушении законодательства о доступной среде на входе в здание, где располагаются уполномоченный по правам граждан и уполномоченный по правам ребенка: «…здание по адресу пер. Нахановича, 3а, отвечает требованиям доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, предусмотренных ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Так, у входа в здание расположен пандус, на стене находится тактильная табличка…».

Выезжаем на место и видим: пандус действительно в наличии, но он поврежден, погнут, и въезд на него маломобильному гражданину на инвалидной коляске попросту опасен! Тактильная же табличка для слабовидящих людей расположена прямо за пресловутым пандусом — то есть подойти к ней нет никакой возможности. На стене расположено некое подобие поручня, и то не на всю длину пандуса, а с другой стороны пандуса поручня нет вообще. Что за формальный подход в отношении инвалидов демонстрируют прокуроры, если элементарный выезд на место тут же дает истинное представление о ситуации?!

Мы позвонили прокурору О. Фрикелю и высказали ему свое недовольство полученной отпиской. К слову, Олег Фрикель — единственный в городе «доступный» прокурор, который не прячется за телефонами своих секретарей. Олег Александрович пообещал нам лично выехать по адресу пер. Нахановича, 3а, чтобы убедиться в том, что ни пандус, ни тактильная табличка, установленные в этом месте, в силу объективных причин не могут быть использованы по назначению.

А ведь подобное издевательство в отношении инвалидов далеко не единственный случай! Подобное в городе на каждом шагу, стоит только присмотреться. Как пример, магазин «Канцлер» на пр. Ленин, 110. Внутри здания к входу в магазин ведет высоченный пандус со скользким покрытием из плитки под крутым углом наклона, не оборудованный поручнями. Попытка въехать на такое приспособление — заведомо провальное мероприятие не то что для инвалида-колясочника, а даже для матери с ребенком в коляске. Кстати, с улицы в здание инвалидам также не попасть в связи с отсутствием даже намека на пандус. Кто принимал в эксплуатацию это здание?!

Ни пандусом, ни тактильной табличкой воспользоваться невозможно: инвалидам сюда хода нет!
Ни пандусом, ни тактильной табличкой воспользоваться невозможно: инвалидам сюда хода нет!

«Поэтапная работа» явно буксует

Сегодня в отчетах чиновников очень часто можно услышать расхожую формулировку: «Поэтапная работа по созданию доступной для инвалидов среды». На сколько же этапов разбита эта деятельность, если люди с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему не имеют возможности без риска для собственной жизни передвигаться по улицам областного центра?!

Признаем: наш город не доступен инвалидам процентов на пятьдесят, а может, и больше. Да, многие объекты инфраструктуры оснащены пандусами и тактильными табличками, но часто приблизиться к этим объектам нет никакой возможности! Иногда приспособления для подъема и спуска на инвалидной коляске установлены под слишком большим углом — пользоваться ими опасно, можно покалечиться. Некоторые пандусы не подходят под стандарты инвалидных колясок. Кроме того, к некоторым социально значимым объектам на инвалидной коляске просто не подъехать.

А может, последуем смелому примеру других городов?

Такова уж природа человека: не воспринимает он всерьез чужих проблем, покуда сам не окажется в похожей ситуации. Взять хотя бы пресловутую «доступную среду». Томские чиновники наверняка искренне уверены в том, что инвалидам нашего умного города грех жаловаться: работа в этом направлении ведется большая (это известно из отчетов). А если и есть отдельные недостатки, так у кого их нет?

В Москве, Питере и других городах все чаще стали проводиться специальные акции, организуемые общественными организациями, на которых представителей муниципалитета приглашают сесть в инвалидную коляску и попробовать передвигаться так хотя бы по центру города. Участники акции на собственном опыте убеждаются в том, что город для «колясочника» — это сложная система лабиринтов, где каждый малюсенький бордюр равен тупику: дальше хода нет…

Такие «прогулки» на инвалидных колясках собирают десятки известных чиновников, политиков, звезд шоу-бизнеса. Может, и нам пора присоединиться? Боюсь, в Томске эта проверка на толерантность властей и общества к людям с ограниченными возможностями здоровья с треском провалится. Сомневаюсь, что желающих сесть в инвалидную коляску будет много. Не каждый здоровый человек может преодолеть этот психологический барьер — люди суеверны. И я бы не удивилась, если бы на такую акцию не пришел ни один представитель городской администрации.

На разного рода конференциях и круглых столах наши чиновники так хорошо освещают вопросы «равных возможностей» в нашем областном центре! Пожалуй, им было бы не лишним воочию убедиться, насколько доступен город для людей с ограниченными возможностями