Найти тему
Искусство Звука

Шедевры духовной музыки. Джованни Паоло Колонна

Джованни Паоло Колонна (16 июня 1637 — 28 ноября 1695) — итальянский духовный композитор, педагог, органист.
Колонна родился в Болонье (в то время это был второй по величине город папской области после Рима), третий из четырех братьев в семье с пятью детьми, сын Антонио Колонны, известного строителя органов, и его жены Франчески Динарелли. Отец, по прозвищу Даль Корно, был приемным сыном Стефано Колонны, члена большой и успешной семьи строителей органов, которые были известны в Центральной и Северной Италии с 15-го века.

Колонна получил превосходное образование как в семейной профессии  строителя органов, так и в музыкальном искусстве. Он был учеником Агостино Филиппуцци в Болонье, а также Антонио Марии Аббатини и Орацио Беневоли в Риме, где в течение некоторого времени он занимал должность органиста в церкви Sant'Apollinare. Стихотворение в честь его музыки свидетельствует, что он начал выдвигаться как композитор в 1659 году. В том же году он был назначен органистом в базилике San Petronio в Болонье, где 1 ноября 1674 года он стал капельмейстером. С 1680 по 1694 год он регулярно переписывался с Франческо II Д'Эсте, герцогом Моденским, для которого писал оратории и помогал строить органы. Среди других выдающихся покровителей были Маркиз Феррара, Рануччо II Фарнезе, герцог Пармский и семья Медичи во Флоренции, для которых он сочинял светские кантаты. В 1666 году он стал одним из основателей-членов Болонской филармонической академии, президентом которой был с 1672 по 1691 год.

Портрет Джованни Паоло Колонны кисти Джованни Марии Виани (из собрания Международного музея и библиотеки музыки, Болонья)
Портрет Джованни Паоло Колонны кисти Джованни Марии Виани (из собрания Международного музея и библиотеки музыки, Болонья)

Большинство сочинений Колонны предназначены для церкви, в том числе псалмы на три, четыре, пять и восемь голосов, а также различные мессы и мотеты. Император Леопольд I получил копию каждого духовного сочинения Колонны, и теперь Австрийская национальная библиотека обладает 83 такими работами. Его сочинения написаны с учетом резонансной акустики Сан-Петронио, и многие из его произведений для двойного хора включают две отдельные  части, которые должны исполняться на двух органах церкви.

Laudate Dominum a tre cori

Стиль Колонны благороден, с характерными чертами периода, когда церковная музыка находилась в состоянии изменений и училась сочетать серьезность старого стиля с блеском нового.

Giovanni Paolo Colonna, Messa a 9 voci - Sinfonia - Kyrie (запись в базилике Сан-Петронио)

Сохранилось множество его произведений: 3 сборника 8-гласных псалмов с органом (1681, 1686, 1694), "Motetti a voce sola con 2 violini e bassetto di viola" (1691), 2—3-гласные мотеты (1698),  литании и антифоны прсв. Деве Марии (1682),  мессы (1684), 8-гласные мессы, псалмы и пр. (1685), комплетории и секвенции (1687), 8-гласные ламентации (1689),  "Messe e salmi concertati" (1691), 3—5-гласные псалмы повечерия с инструментами (1694) и 9 ораторий (1677—90); кроме того в 1672—92 годах в Болонье были поставлены три оперы Колонны. Много других композиций осталось в рукописи (Вена, Болонья).

«Lumen ad revelationem gentium»