Найти тему

Кто такой Вий, и насколько страшен его взгляд

Мистическое произведение Николая Васильевича Гоголя, преисполнено пышным православным колоритом и изрядно приправлено, произрастающим из древних недр пугающими языческими ужасами. Центральной фигурой повествования является неразрывно связанный с землей Вий. Хотя он и присутствует недолго, но появляется в самом конце и к нему сводятся все сюжетные линии.

-2

Основной, из заложенных автором смыслов, состоит в том, что семинарист Хома Брут грешник. Лентяй, пьяница и развратник, как и его товарищи по учебе. От нечистой силы он защищается не словом божьим, а народными, по сути, языческими методами. Развращённый мирскими похотями, он покинул бога, не не смог выдержать тяжелый взгляд демона. Лучше всего дух произведения был передан в одноименной советской экранизации 1967 года. Правда сам Вий выглядел достаточно несуразным и испортил общее впечатление от картины.

Вот так описал это чудовище сам литератор:

« - Приведите Вия! ступайте за Вием!- раздались слова мертвеца. И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь.

Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.»

Образ Вия, Гоголь взял из услышанного им народного сказания, и описал его в точности таким, каким донес народный фольклор. О чем сообщил в аннотации к книге. При всей популярности Вия в популярной культуре, мало кто знает, кто это такой и откуда взялся.

-3

Он был грозным и наводящим ужас божеством у индоевропейских народов на заре их расселения по миру. Со временем более молодые и популярные боги потеснили этот старинный ужас, но до сих пор его имя приводит в трепет.

Впервые мы находим его у древних иранских народов в облике бога Ваиу.

«Можно пройти путем, где протекает Дану, одним лишь нельзя пройти - путем

беспощадного Ваиу. Можно пройти путем, что змей хранит быкотелый, коней и мужей

разящий, мужей беспощадно губящий. Одним лишь нельзя пройти - путем беспощадного

Ваиу. Можно пройти путем, что черный медведь охраняет, одним лишь нельзя пройти -

путем беспощадного Ваиу. Можно пройти путем, где подстерегает разбойник, одним

лишь нельзя пройти - путем беспощадного Ваиу. Можно пройти путем, на котором

колесное войско, одним лишь нельзя пройти - путем беспощадного Ваиу»

Авестийский погребальный гимн.

Бог Ваиу известен в иранской мифологии – это бог повелитель ветра. Ветер может быть источником, как блага, так и беды. Дыхание человека это тоже своего рода ветер, и во власти бога ветра его забрать. Ведь он дыхание создал, причем забирает дыхание этот бог взглядом. Ваиу имел двоякую суть, он одновременно олицетворял и жизнь и смерть. Имя его, возможно, звучало бы на нашем языке как «Веющий».

-4

У осетинских народов мы находим его, как одноглазого демона Веюга охраняющего ворота в загробный мир. В разных ипостасях этот бог сохранился у балтских, финно-угорских, кельтских и многих других народов.

В Русской народной сказке о богатыре Иване Быковиче мы находим персонажа схожего с гоголевским Вием. Встречаем мы его, когда старая ведьма утащила героя к своему мужу и отцу убитых богатырем Чудо-юд.

"Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

- Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей".

Этот сказочный Старик неразрывно с землей, и с железом. Ему нужно поднимать веки. Он отец Чудо-юды, который охранят Калинов мост через речку Смородину. Калинов мост это путь из мира живых в мир мертвых. Старик способен уничтожить непобедимого богатыря, не прилагая усилий. Богатырь об этом знает и даже не пытается противостоять. Когда Старик решил избавиться от жены, старой ведьмы, она сама утопилась.

-5

Несмотря на свое могущество, Старик не убивает Ивана Быковича, а рассуждает следующим образом.

«— Ай да молодец Ванюша! Дак это ты взял смелость с моими детьми управиться! Что ж мне с тобою делать?

— Твоя воля, что хочешь, то и делай, я на все готов.

— Ну да что много толковать, ведь детей не поднять; сослужи-ка мне лучше службу: съезди в невиданное царство, в небывалое государство и достань мне царицу — золотые кудри, я хочу на ней жениться.»

Старик проявляет мудрость и не расправляется с героем. Он дает ему испытание привести царевну волшебницу, видимо, чтобы она родила новых чудо-юд. Должен же кто-то проход из мира живых в мир мертвых охранять. И был намерен исполнить свое обещание отпустить героя.

-6

Когда Иван Быкович предлагает состязание за царевну, он соглашается и честно участвует. А вот богатырь жульничает и увозит царицу. Старик не является в сказке абсолютным злом, он освещен даже с некоторым уважением.

В массовой культуре, и даже в науке существует дословное понимание поднятие вилами век. Хотя речь идет о поднятии земли. Из-под земли он и смотрит. Под железной кроватью (железные части тела) следует понимать находящуюся в земле железную руду.

-7

Земля, как известно, дарует семени жизнь, и называют землю Мать - Сыра Земля. Но у земли есть и «темная сторона», в землю хоронят покойников. Персонализированным воплощением этой стороны земли в Русских сказках и является Вий (Старик).

Бойтесь взгляда Вия и подписывайтесь на канал.