Март 2000 года. Чечня. Автуры. В палатку, где располагался командный пункт Восточной группировки, вошел плотного телосложения генерал-майор. Командующий группировкой генерал-лейтенант Сергей Макаров оторвал взгляд от карты, по которой он ставил боевые задачи командирам частей, обеспечивающих высадку тактического воздушного десанта на горный хребет в районе населенного пункта Элистанжи.
- Здравствуйте, Николай Семенович, - крепко обнял его Макаров, - давненько мы не виделись.
Генерал Калабухов сообщил, что хотел бы повидаться с сыном, который находится в одной из частей группировки.
По телефону командующий уточнил, где в данный момент находилась танковая рота, которой командовал капитан Дмитрий Калабухов, и, повернувшись к Калабухову-старшему, с сожалением развел руками:
- Николай Семенович, немного опоздали - колонна уже движется в сторону Ханкалы на погрузку, так что увидитесь с сыном только завтра.
...В нынешнюю чеченскую кампанию генерал Калабухов был самым непосредственным образом задействован в операции по освобождению Грозного. А вообще за 36 календарных лет службы это была его пятая война. 5,5 года он непрерывно находился в боевых условиях. Для его сына, Дмитрия, это была первая «горячая точка». Накануне антитеррористической операции к генералу Калабухову обратились несколько родителей офицеров, которых отправляли в район боевых действий. Просьба у всех была одна:
- Помогите освободить сына от участия в войне.
«У меня сердце сжималось, - позже вспоминал Николай Семенович. - Я подводил к ним своего сына и говорил: «Вот мой сын. Он едет на войну не поваром, не официантом, а командиром танковой роты. Еду и я. Будем воевать на разных направлениях...»
Калабухов-старший родился в Сибири, в селе Нарым, что в Томской области. Родители были рабочими. И он с детства получил трудовую закалку. После окончания Омской танкотехнической школы попал в Чехословакию - в самый разгар событий 1968 года.
В 1974 году окончил Военную академию бронетанковых войск — и снова командировка на войну. На сей раз - афганскую. Затем были осетино-ингушский конфликт, первая и вторая чеченские кампании. В ходе антитеррористической операции генерал Калабухов являлся заместителем командующего группировкой войск особого района города Грозный по вооружению.
«Особенность этой операции заключалась в том, - вспоминает Николай Семенович, - что Грозный нужно было освободить с наименьшими потерями. Сама по себе операция не походила на операции по освобождению других населенных пунктов, когда командование договаривалось со старейшинами, которые не пускали в селения боевиков».
В Грозном все иначе. Это был город-крепость. По всему внешнему периметру оборудованы мощные укрепрайоны. Чтобы их взять, нужно хорошенько обработать артиллерией и авиацией.
Задача генерала Калабухова заключалась в том, чтобы в войска вовремя и в необходимом количестве подавались боеприпасы. К сожалению, существующая организационно-штатная структура затрудняла выполнение задачи. Почему? Потому что транспорт подвоза принадлежит тылу, и автомобилей, естественно, не хватает.
«Сложность была именно в выделении транспорта, - рассказывает генерал Калабухов. - И тогда мы решили пойти другим путем - стали подвозить боеприпасы вагонами. Железнодорожные войска обеспечивали нам этот подвоз».
Вторая сложность, по словам Калабухова, заключалась в том, что основной боеприпас - это снаряд 152-мм гаубицы с уменьшенным зарядом. В СКВО к этому времени не осталось ни одного такого снаряда. Подвозить его пришлось отовсюду. «И чтобы не сорвать операцию, - говорит Николай Семенович, - мы правдами и неправдами стали накапливать небольшой резерв, чтобы в нужное время его использовать».
Руководитель операции генерал-лейтенант Владимир Булгаков постоянно требовал держать этот вопрос на контроле. Задачи артиллерии были огромными, оттого и потребности - такими же.
Кроме того, нашей структуре нужно было обеспечивать снарядами еще и Внутренние войска, милицию и ополченцев. Поэтому порой и возникали всевозможные неувязки - ведомства-то разные. Но мы старались их оперативно разрешать. В частности, свой штаб вооружения мы объединили со штабом вооружения подразделений Внутренних войск, действовавших в Грозном. В свою очередь те помогали милиции. В итоге за 20 дней операции не было ни одного срыва подачи боеприпасов, хотя сложностей, повторяю, хватало.
...Капитан Дмитрий Калабухов воевал в составе Восточной группировки федеральных войск. Его рота была придана 247-му парашютно-десантному полку. За умелое руководство танкистами был представлен к ордену Мужества. Друг о друге отец и сын узнавали в основном из писем, которые присылала жена или мать. Лишь спустя долгих восемь месяцев они встретились в Ханкале.
Подписывайтесь. Порадуйте нас лайком, и пусть у вас всё будет хорошо!