Как нас занесло в Загреб и пожалели мы об этом или нет я рассказал в первой статье об этом городе. Сейчас — продолжение впечатлений.
Начиналось всё на горе
Загреб — город древний, хотя моложе многих других хорватских городов. Если считать со времени первого поселения, то ему 925 лет. Сейчас город делится на нижний, — равнинный, с которого мы и начали знакомство, и верхний — на холмах.
Старинный как раз верхний город. Там сначала появился собор, потом дома ремесленников. От первых построек сейчас мало что осталось, хотя есть здания XIII — XV веков.
Улицы там тоже средневекового масштаба — не по всякой проедет машина. Поэтому некоторые улочки полностью отданы пешеходам. Город не для машин, а для людей — то, о чём мечтает современная урбанистика, в Загребе можно видеть на местности.
Мне казалось странным, что люди начали селиться на слонах гор, когда рядом была прекрасная равнина. Но первые жители не зря карабкались на холмы. Река Сава, на которой стоит город, очень сильно разливалась. Но к домам, которые стояли на холмах вода не доходила.
Нижний город, где в средние века были луга и пастбища, во времена Австро-Венгерской империи начали застраивать. И пожалели. Последнее жуткое наводнение случилось около пятидесяти лет назад. После него построили канал и теперь наводнения Загребу не угрожают.
"Zagrabi!" — сказал князь
Хорватский язык (он же сербский или сербо-хорватский) очень похож на русский. Название Загреб часто переводят как "за горой". Что тоже странно, потому что город возник не за горой, а на горе.
У хорватов есть другая легенда, которая объясняет название города. Какой-то князь попросил красивую девушку со странным для русского уха именем Манда зачерпнуть ему воды из источника.
На хорватском это звучало "Zagrabi!", то есть зачерпни. Город и назвали Загребом, а источник в честь девушки Мандушевац. На месте источника сейчас фонтан.
Это на главной площади Загреба — площади бана Йосипа Елачича. Бан — господин, правитель. Йосип Елачич правил Хорватией во времена, когда она входила в состав Австро-Венгрии. Хорваты его очень уважают за то, что он желал независимости. И поставили памятник — Елачич на коне.
Бан Елачич в Загребе как Екатерина II в Краснодаре
История памятника бану Елачичу очень похожа на историю монумента Екатерине II в моём родном Краснодаре.
Елачича на коне изваял венский скульптор Фернкорн. В Вене у него есть как минимум две конные статуи — эрцгерцога Карла и Евгения Савойского. Оба — на вздыбленных лошадях. Многотонные статуи опираются всего лишь на две точки. Конь под баном Елачичем живописный, но просто приподнял одну ногу.
Проект памятника Екатерине Великой в тогда ещё Екатеринодаре разработал петербургский скульптор Михаил Микешин. В столице Российской империи уже стояла Екатерина работы этого мастера.
Когда в Югославии к власти пришёл коммунист Иосип Броз Тито, памятник Елачичу демонтировали, хотя какие-то детали хранитель одного из местных музеев сумел припрятать. Екатерину II разрушили большевики. Восстанавливали её по чертежам и фотография.
Когда бана Елачича вернули на его законное место, то статую развернули в другую сторону. Раньше своей саблей, он указывал на север, в сторону Австро-Венгрии, теперь на юг. Восстановленная Екатерина II в Краснодаре тоже сменила географическую ориентацию — раньше смотрела на север, теперь на запад.
Вот такая похожая история двух памятников в двух любимых мной городах.
часть 1. Стоит ли путешествовать по задворкам Австро-Венгерской империи