Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

США в поисках «новой эры» контроля над вооружениями

Администрация Трампа продолжает заявлять, что хотела бы заключить новое соглашение о контроле над вооружениями с Россией и Китаем, при этом, умалчивая о возможности продления нового Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ) 2010-го года с Москвой, сообщают американские и российские официальные лица.

Во время сессии Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН десятого октября Томас Динанно, исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по контролю над вооружениями, заявил, что администрация стремится к «новой эре» контроля над вооружениями, в которой Россия и Китай находятся за столом переговоров и готовы уменьшить ядерные риски, а не усиливать их. «Сегодня подход времен холодной войны с двусторонними договорами, которые охватывают ограниченные виды ядерного оружия или только определенные диапазоны ракет противника, уже не является достаточным», – добавил он. Динанно не упомянул о новом Договоре по СНВ, но сказал, что некоторые из новых систем доставки ядерного оружия на большие расстояния, разрабатываемых Россией, не будут подпадать под действие соглашения. В октябре в интервью The Washington Times он специально упомянул новый Договор по СНВ, заявив, что «технологии очень быстро изменились» и указал не на то, что делает новый Договор по СНВ, а на то, что он не делает в ухудшающейся обстановке безопасности 2020-го года.

Динанно не объяснил, как Соединенные Штаты планируют достичь более широкого соглашения с Россией и Китаем. Подробности такого соглашения также не поступали и из Белого дома. 21-го октября в интервью Fox News президент Дональд Трамп сказал: – «Я считаю, что мы собираемся объединиться с Россией и Китаем, и мы собираемся разработать наш ядерный пакт, чтобы мы не продолжали это безумие». Но, Китай неоднократно заявлял, что он не заинтересован в присоединении к многосторонним переговорам с Соединенными Штатами и Россией по контролю над вооружениями в настоящее время.

После окончания действия подписанного в августе 1987-го года Договора о ядерных силах средней и малой дальности новый Договор по СНВ является единственным остающимся соглашением по контролю над вооружениями, ограничивающим ядерные арсеналы США и России. Ожидается, что администрация Трампа примет решение о продлении договора в следующем году. Новый Договор предусматривает продление его действия до пяти лет, то есть, до 2026-го года, если президенты США и России согласятся на это.

Еще в феврале этого года заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков призвал США «прекратить тратить время». «До истечения срока действия Договора времени почти не остается», – сказал он, – «По крайней мере, важно понять, что США планируют делать с Договором», добавив, что срок продления подлежит обсуждению, и, что Россия готова проявить гибкость в этом отношении. Хотя Россия подчеркивает важность продления нового Договора по СНВ, Москва утверждает, что любое будущее соглашение о сокращении ядерных вооружений должно быть многосторонним и учитывать широкий спектр факторов, влияющих на стратегическую стабильность.

В заявлении, сделанном Первому комитету в октябре, Владимир Ермаков, директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России, сказал, что к этим факторам относятся «неограниченное развертывание США глобальной противоракетной обороны, развитие высокоточного стратегического наступательного неядерного оружия, перспективы развертывания ударных вооружений в космическом пространстве, разрушение международной системы договоров и соглашений по контролю над вооружениями, попытки ослабить оборонный потенциал других стран с помощью нелегитимных методов одностороннего давления в обход Совета Безопасности ООН».

Между тем, генеральный директор Департамента контроля над вооружениями МИД КНР Фу Конг подтвердил позицию Пекина о том, что Пекин не планирует участвовать в переговорах по контролю над вооружениями с США и Россией. Вместо этого он призвал Соединенные Штаты откликнуться на российский призыв продлить действие нового Договора по СНВ, «существенно сократив свой гигантский ядерный арсенал и создав благоприятные условия для присоединения других государств, обладающих ядерным оружием, к многосторонним переговорам по ядерному разоружению».

Союзники США в Европе продолжают выражать свою поддержку продлению нового Договора по СНВ. В октябре президент Финляндии Саули Ниинисте стал первым главой государства, который публично призвал к продлению Договора в своем выступлении с Трампом. Во время совместной пресс-конференции Ниинисто сказал: – «Некоторые из нас помнят худшие годы холодной войны. В 1960-х гг. не было никакого соглашения вообще, только холодная война. Мы не можем допустить, чтобы ситуация вернулась к отсутствию какого-либо соглашения о контроле над вооружениями, и именно поэтому важно попытаться договориться о новых соглашениях и продлить новый Договор по СНВ». Трамп не ответил на комментарии Ниинисте.

Новый Договор по СНВ, срок действия которого истекает в феврале 2021-го года (если он не будет продлен), ограничил развертываемые на позициях стратегические ядерные арсеналы США и России до 1550 боеголовок и 700 ракет и тяжелых бомбардировщиков каждой стороной.

Госдепартамент США в октябре обнародовал обновленную информацию о текущем статусе американских и российских ядерных сил, ограниченных Договором. По состоянию на сентябрь, эти данные показывают, что Соединенные Штаты развернули 1378 боеголовок на 668 ракетах и тяжелых бомбардировщиках. Россия разместила на позициях 1426 боеголовок на 513 ракетах и тяжелых бомбардировщиках. Кроме того, Государственный департамент сообщил, что по состоянию на октябрь, Соединенные Штаты провели 14 инспекций в России в этом году, а Москва провела 14 инспекций в Соединенных Штатах. Кроме того, в соответствии с новыми требованиями пуска был осуществлен обмен в общей сложности 18 889 уведомлениями.

Шеннон Бугос, Кингстон Рейф