Самый важный навык, который дети должны получить из начальной школы – это желание учиться и навыки к самообучению. В силу возраста, и особенностей развития и восприятия информации, детям в этом возрасте сложно усваивать большие объёмы независимо от желаний министерств и ведомств, моё мнение – ни к чему в начальной школе вводить информатику, иностранный и прочие трудные вещи.
Хорошо, когда есть эти нужные и важные предметы факультативами, но обязаловка неприятна и не вызывает желания учиться. Наши сегодняшние реалии таковы, что практически все дети, которые приходят в первый класс в принципе не умеют самообучаться, и, к сожалению, большая часть не умеют читать, писать и выражать свои мысли. Но это тоже отбрасываем в сторону на верном пути к дистанционному самообразованию!
Давно ведутся речи о том, как сложно детям таскать тяжёлые портфели с учебниками, и что с этим надо что-то делать. Однако, всё новые и новые учебники выпускаются ежегодно. Ну честно, у нас не так развивается наука и мчит прогресс, чтобы была необходимость постоянно вбухивать немалые средства на переиздание одного и того же материала. На мой взгляд, адекватнее было бы пореже это делать, а на сэкономленные при этом средства можно было бы выдавать детям второй комплект учебников для домашнего пользования. Вуа-ля, таскать с собой тяжёлые книжки не нужно, а тонкие тетради, ручки и сменка – уже более реальная нагрузка на ребёнка.
В начальной школе важно дать детям возможность рисовать и развиваться творчески, а вот в старших классах рисование уже можно заменить на черчение. Да, убрали его за ненадобностью (?), а ведь это развитие моторики, умения мыслить и моделировать в пространстве, чёткость и точность. Чего некоторым (многим) выпускникам надо бы приобресть, да негде. И одной геометрией тут не обойтись.
Информатика – важный и нужный предмет, с учётом того, что наша волна развития всё больше компьютеризируется, но именно обучение технологиям и навыкам работы в интернете, а заодно и умению столько высиживать, не теряя интереса, появляется классе в 7, и если те же часы с начальной школы дать детям с этого возраста, а заодно и обеспечить школы материальной базой для этого не только формальными обещаниями, будет очень интересно и эффективно.
Хотя конечно, смотря как давать предмет, есть ли у педагога вообще желание и возможности вкладываться в детей. А то мы сокращаем нагрузку на учителей сокращением завучей и поручением их функций, да, правильно, учителям. Или другим завучам за ту же плату, а то им скучно, наверное, до этого было-то. И зарплату всё повышаем-повышаем, а у большинства, она, зараза, всё равно не растёт.
А ведь у нашего минпросвета давно озвучена главная цель – сократить нагрузку на школьников и учителей! И единственный способ это сделать – это ввести новые отчётности, предметы и прочие необходимости привести наше образование на самообразование и дистанционку!