Найти тему
Записки о самолетах

Коротыш от Airbus А-310.

Всем привет! Мы двигаемся дальше по продукции концерна airbus, и сегодня главный герой нашего рассказа - A-310.

Статью про прародителя А-310 можно прочитать здесь:

Airbus A-300 - головная боль "Боинга" и первенец Airbus.

А об укороченной версии знаменитого 747 можно найти тут:

Boeing 747SP - забавный "коротыш"

Планы модернизации "трехсотки", хорошо себя показавшей с самого начала поставок, возникли практически сразу. Однако, в процессе разработки было внесено достаточно много изменений, так что получившийся самолёт получил свое название - Airbus A-310. В результате получился достаточно успешный авиалайнер, который, наряду с Боингом 767-200, стал самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.

Работы над проектом начались в 1975 году, а в 1978 публике представили сразу два варианта: Airbus А310-100 с дальностью полёта 3700 км, к которому практически никто не проявил интереса, и Airbus A310-200 с дальностью полёта 5500 км, ставший исходной моделью. Однако самым популярным стал А-310-300, работы по которому начались в 1982 году. Первый эксплуатант - Swissair - получил свой первый самолёт этого типа в 1985 году. А-310-300 стал первым самолётом Аirbus, способным совершать полеты над океаном.

Бытует мнение, что первым двухдвигательным лайнером, которому были разрешены полеты через Атлантику, стал А-300. Однако, это не так, и путь через океан открыл именно А-310.

Есть такая организация - ETOPS. Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards / Extended Twin OPerationS. Ну, из названия понятно, чем она занимается. Разработка А-300 началась в 1972 году, сертификация проходил середине 70-х. Тогда по нормам ETOPS (цитата из Википедии) "В 1953 году Федеральное авиационное агентство США ввело «правило 60 минут», согласно которому двухмоторные самолёты обязаны были находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома", а это закрывало двухдвигательный самолётам возможность совершать перелеты над Атлантикой. Соответственно, при сертификации "трехсотки", из-за этих норм, ему было запрещено летать над океаном.

-4

Теперь про 310. Его сертификация происходила в 80-х. Читаем: В начале 1980-х в ИКАО была создана экспертная комиссия по ETOPS для обоснования увеличения допустимых интервалов до 120 минут и выработки соответствующих норм и правил. После долгих обсуждений был утверждён документ ИКАО, известный как Приложение 6, который допускал полёты двухмоторных самолётов на удалении более 60 минут от аэродрома при выполнении определённых условий.

Таким образом, именно А310 стал первым двухдвигательный самолётом, летающим через Атлантику.

В A-310 начинают проявляться особенности концерна Airbus. В кабине поставлены ж/к мониторы, на которые выводится информация о полете и о работе систем. Совсем от "будильников" отказываться не стали, так что А-310 стал промежуточным звеном. Так же, А-310 стал последним Аэробусом со штурвалом. Именно на этот самолёт впервые в истории Airbus стали устана вливать винглеты.

Теперь, пожалуй, поговорим о эксплуатации этого самолёта в нашей стране. В 80-х годах на международных линиях летал Ил-62, который, несмотря на все его преимущества, уже устарел и не отвечал стандартам безопасности и комфорта, а дальнемагистральный Ил-96, планировавшийся на его замену, существовал пока только на бумаге. Поэтому, ввиду потепления отношений со "внешним" миром, руководство СССР принимает решение купить зарубежные лайнеры. Однако, вариант покупки Боинга не рассматривался - слишком уж свежи были воспоминания о "холодной войне", поэтому выбор пал на самый современный Европейский лайнер - А-310. В 1990 году было подписано соглашение о лизинге пяти самолетов, однако Советский Союз развалился, и и A-310 так и не стал первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся на советских авиалиниях. Нестабильная политическая обстановка и экономическая неразбериха привели к тому, что первые лайнеры были поставлены только летом 1993 года уже в независимую Россию.

Самолёты этого типа летали в Аэрофлоте, Трансаэро, Саха Авиа и в "Сибири(s7)". Последние самолёты этого типа в нашей стране исправно эксплуатировались S7 до 2013 года и даже были перекрашены в веселую зелененькую ливрею. Мне, к сожалению, не удалось полетать на этом замечательном самолёте, однако, может быть, в комментариях люди, летавшие на этом Арбузике, поделятся своими впечатлениями? Милости просим!)))

Статью про прародителя А-310 можно прочитать здесь:

Airbus A-300 - головная боль "Боинга" и первенец Airbus.

А об укороченной версии знаменитого 747 можно найти тут:

Boeing 747SP - забавный "коротыш"

Спасибо, что дочитали выдержали и дочитали до конца! :) Если вам понравилось, то можете поставить лайк и подписаться на канал! До новых встреч!)