Найти тему
Voice Technica

Можно ли научиться петь, если нет голоса, слуха и таланта?

Оглавление

Очень часто люди, искренне любящие музыку, никак не могут решиться начать заниматься вокалом. И основная причина — огромный ворох сомнений и фобий.

Например:

  • у меня нет голоса, а если и есть, то некрасивый, дрожит и срывается!
  • у меня нет слуха, как попадать в ноты?
  • у меня нет таланта, я стесняюсь петь!

Давайте попробуем последовательно разобраться с этими предубеждениями и развеем парочку мифов.

Можно ли научиться петь, если нет голоса?

Итак, наличие или отсутствие голоса. Что вообще понимается под голосом?

Казалось бы, всё просто.

«У Селин Дион есть голос, и у Кори Тейлора есть голос, а у Адель он вообще потрясает воображение. Вон как они поют! А я что? У меня голос некрасивый, писклявый, говорю тихо, да ещё и в нос!»

Когда мы употребляем слово «голос» в таком контексте, чаще всего имеется в виду громкий, мощный, красивый, свободный певческий голос, то есть уже результат долгих, упорных и зачастую многолетних занятий пением.

Следовательно, чтобы тот самый Голос у вас был, над ним стоит поработать. Слава богу, современные методики постановки голоса с технической точки зрения уже дошли до стадии, когда неразрешимых вокальных проблем почти не осталось. Существуют определённые упражнения для постановки голоса, которые позволяют в разумные сроки осознанно им овладеть.

Основной принцип прост — чтобы начать петь, вам нужно иметь пару голосовых связок, пару ложных голосовых связок, гортань и всё прилагающееся. А подавляющее большинство появляется на свет с полностью укомплектованным голосовым аппаратом. Так что дело за малым — вы уже можете говорить, кричать, шептать, плакать, не так ли? То есть, производить огромное количество разных звуков.

Значит, можете и петь, нужно просто потренироваться, чтобы развить голос для пения.

«Но есть же люди, которые нигде не учились, а раскрыли рот и запели профессионально!»

Да. Только есть «но».

Не путаем «профессионально» и «хорошо».

Хорошо — приятно, благозвучно, красиво. И вовсе не обязательно осознанно. Хорошо получилось сегодня, а завтра как-то не очень получиось, а то и вовсе нехорошо.

Профессионально — в первую очередь осознанно, с пониманием природы звукоизвлечения, повторяемо, независимо от настроения и фазы Юпитера. Профессионализм в вокале, как и в любом другом занятии, достигается путём долгих вдумчивых упражнений.

Так что перефразируем тезис: «Но есть же люди, которые нигде не учились, а раскрыли рот и запели хорошо!»

Теперь обратите внимание на то, в каком окружении росли эти люди. Чаще всего это — дети из музыкальных семей, их родители — профессиональные музыканты, и с самого раннего возраста такого ребёнка окружала музыка во всех проявлениях — вокальных, инструментальных. Он с малых лет привык слушать и слышать музыку, поющие голоса, и его вокальный аппарат на подсознательном уровне уже настраивается на пение.

Значит ли это, что если ваше детство прошло в принципе без музыки, петь вы не сможете? Конечно же, нет. Просто те навыки, которые отдельные счастливчики восприняли неосознанно, вы будете нарабатывать сознательно.

Можно ли научиться петь, не имея слуха?

-2

Слух. Ещё одна больная тема.

Пожалуй, даже более частая боль сомневающихся, петь или не петь — страх вроде «у меня нет слуха», «медведь на ухо наступил», «не попадаю в ноты!»

Давайте разберемся в причинах.

Строго говоря, есть заболевание, при котором восприятие музыки нарушено настолько, что звуки песни, концерта, симфонии ощущается как грохот сковородок на каменном полу. Называется это заболевание амузией, и страдает им крайне незначительное количество людей. Возникает оно при повреждении мозга. Если вкратце, то человек теряет способность адекватно воспринимать музыку. Его мозг не может интерпретировать музыкальные звуки корректно.

Но это реальное заболевание. А мы говорим о концепциях вроде «не попадаю в ноты». Чувствуете разницу?

Давайте посмотрим, с чем может быть связана непаталогическая неспособность спеть мелодию без фальши.

Первая причина — отсутствие координации в мышцах.

Попробуйте пожонглировать парой яблок. Просто поперекидывать их из руки в руку. Получается? Хорошо. А теперь встаньте на одну ногу. Стало сложнее?

Наш голосовой аппарат функционирует, как и прочие мышечно-связочно-хрящевые образования организма. Ему нужно дать конкретную задачу. Если вы никогда не пели, скорее всего, уверенно у вас получится издавать звуки в примарной, разговорной зоне, и там попадать вы будете точнее всего. А ноты выше или ниже будут непривычными, вы просто ещё не знаете, как их брать на физическом, органическом уровне. То есть проблема не в отсутствии слуха, а в отсутствии навыка. Навык набаратывается. Значительная часть людей с подобной проблемой начинает интонировать куда чище, как только понимает, как устроен голос.

Вторая причина непопадания — нетренированность именно музыкального слуха.

Нас интересует в первую очередь относительный, или интервальный слух — способность различать звуковысотность и разницу между звуками.

Тут всё предельно просто. Если вы в состоянии отличить высокий голос от низкого, значит, слух у вас есть. Нужно поработать над его развитием. Опять же, чаще всего хорошим слухом обладают выходцы из музыкальных семей, но нет причин полагать, что взрослый с нуля не в состоянии научиться чисто слышать и интонировать. Занятия сольфеджио, пение интервалов и прочих слуховых упражнений обычно дают отличные результаты.

Можно ли научиться петь, если нет таланта?

-3

И наш финалист в «топ 3 фобии непоющего, но жаждущего» — талант!

Что вообще такое талант?

Представим себе «талантливого» вокалиста. Он поёт красиво и свободно, попадает в ноты, может с ходу исполнить любую песню, не стесняется на сцене, расслаблен, двигается естественно, легко и непринуждённо общается с залом, и всё у него хорошо.

«Но у меня нет таланта, я стесняюсь петь!»

Нет. Талант — абстракция.

Что мы видим на самом деле, так это совокупность приобретённых навыков. Наработанных, опять же, не за месяц. Работа над голосом, над слухом, пластика, актёрское мастерство. Всё это в комплексе и даёт нам артиста.

Да, и снова детство, проведённое с музыкой, даёт значительное преимущество на старте. Но вспомним, как мы учим языки. Ребёнок учится неосознанно. Взрослый занимается систематически. Конечно, приятнее и проще было бы ещё в раннем возрасте научиться петь, интонировать, танцевать и иже. Но нет никаких препятствий для того, чтобы начать работу над собой прямо сейчас.

Метод работы всё тот же — смотрим, чего нам не хватает, и подтягиваем свои слабые стороны.

Итак, можно ли научиться петь, если не умеешь?

-4

Подводим итоги.

Большая часть сомнений связана с заблуждениями относительно природы голоса, слуха и комплексного понятия «талант». Физически все мы устроены достаточно одинаково, и даже люди со «средними данными» (обычно имеются в виду те самые, из истории про «у меня нет голоса») могут петь профессионально.

Естественно, все необходимые навыки нарабатываются посредством занятий и упражнений. Вы не научитесь быстро бегать, просто думая, как хорошо было бы пробежаться, или просматривая видеоуроки по бегу. Вы не научитесь красиво, выразительно, чисто и свободно петь, если не будете работать над своим голосом. Помните, лучшие артисты и вокалисты занимаются всё жизнь и постоянно ищут и находят новые грани своего вокала!

Многие люди, никогда не пробовавшие петь, не представляют себе ни богатства собственного тембра, ни ширины диапазона, ни красок звучания. Поэтому самое время начать петь :)

Екатерина, Voice Technica