Найти тему

Вопросы по установке рации в машину

Оглавление

К статье в Дзене о выборе переносных раций для охоты был получен такой комментарий:

Здравствуйте. Наверное, можно посвятить пару-тройку публикаций темам, как "выжать" максимум из радиостанции за счёт замены антенны, вопросам установки в машину и стабилизации питания (знаю, было уже про ваш блок питания), разбора ошибок и глупостей в инсталляции.
Как пользоваться рацией в экстремальных ситуациях, когда подзарядиться негде, что поможет усилить сигнал, что наоборот.
Культура общения в эфире опять же многим не знакома.

Все затронутые вопросы в рамках одной статьи рассмотреть проблематично. Подробно об антеннах я написал в отдельной статье.

А здесь хотел бы кратко рассмотреть вопросы по установке радиостанции в машину.

Что важно учитывать при установке радиостанции в автомобиль

Металлический корпус автомобиля является довольно эффективным экраном для радиоволн.

Поэтому без внешней автомобильной антенны не обойтись, если требуется надёжная и дальняя радиосвязь.

Для радиостанций диапазона 27 МГц огромное количество производителей выпускает широкий ассортимент автомобильных антенн.

Какие особенности применения и установки автомобильных антенн диапазона 27 МГц:

  • антенну надо устанавливать в верхнюю часть (на крышу) автомобиля (если попытаться, например, установить на расположенный внизу багажник - дальность радиосвязи резко уменьшится по двум причинам - из-за снижения расположения верхней точки антенны и из-за снижения эффективности антенно-излучающей системы в результате расположения излучающей поверхностью рядом с заземлённым экраном (выступающей вверх частью корпуса автомобиля, являющейся "землёй" для антенны)
  • дальность радиосвязи будет больше в том направлении, в котором больше находящегося под автомобильной антенной металла. Т.е. чтобы радиостанция дальше работала в направлении "по ходу движения машины" (наиболее востребованная ситуация) - антенну следует размещать в задней части крыши автомобиля
  • следует распрямить кабель антенны, расположив его в салоне без "колец"
  • для достижения наибольшей эффективности антенно-излучающей системы на антенну надо "подать потенциал земли". Если антенна врезная - это происходит автоматически. Но мало желающих дырявить корпус автомобиля, поэтому наиболее распространены автомобильные антенны на магнитном основании, где связь с "землёй"-корпусом автомобиля емкостная. Антенна будет работать более эффективно, если питание радиостанции будет осуществляться от бортовой сети автомобиля (при этом будет подаваться потенциал земли). Это актуально при применении переносных раций, в которых возможно питание от установленных в батарейный отсек аккумуляторов: при работе от автомобильного адаптера антенна будет работать несколько лучше, чем при работе от батарей.
  • автомобильную антенну для достижения максимальной эффективности следует настроить на месте установки антенны по минимуму КСВ. Для импортных радиостанций это критически важно - т.к. при работе с плохо настроенной антенной выходной каскад передатчика работает в режиме перегрузки и может выйти из строя. Для раций производства КБ Беркут, где идеология построения передатчика иная (потребляемый ток пропорционален излучаемой мощности) это не так критично (т.к. при работе с плохо настроенной антенной передатчик работает в облегчённом режиме, а не в режиме перегрузки, как в импортных рациях), но с точки зрения дальности связи законы физики не обмануть - чем антенна лучше настроена, тем лучше будет работать.

Питание радиостанции от автомобиля

Как я уже отметил - для обеспечения максимальной эффективности антенно-излучающей системы на базе автомобильной антенны на магнитном основании питание рации должно осуществляться от бортовой сети автомобиля.

Импортные автомобильные радиостанции, предназначенные для стационарной установки/ монтажа в автомобиль в любом случае будут работать именно от бортовой сети.

А вот если в машине использовать переносную рацию - следует предусмотреть её работу от автомобильного адаптера.

КБ Беркут выпускает для переносных раций своего производства как автомобильный адаптер, предназначенный для работы (и заряда аккумуляторов в бат. отсеке) от бортовой сети легкового автомобиля (так называемая "12В" бортовая сети с напряжением при работающем двигателе на уровне 13,8 В), так и универсальные автомобильные адаптеры (с входным напряжением в диапазоне от 8 В до 40 В и стабилизированным выходным напряжением 13,8 В - для работы и заряда аккумуляторов), подходящие как для обычной "12В" бортовой сети, так и для "24В" сети грузовых автомобилей.

Универсальный автомобильный адаптер (входное напряжение 8-40 В, стабилизированное выходное - 13,8 В). Подходит для работы радиоэлектронной аппаратуры как от бортовой сети легковых (12В), так и грузовых(24В) автомобилей
Универсальный автомобильный адаптер (входное напряжение 8-40 В, стабилизированное выходное - 13,8 В). Подходит для работы радиоэлектронной аппаратуры как от бортовой сети легковых (12В), так и грузовых(24В) автомобилей

Вынос штатной антенны переносной рации на крышу автомобиля при использовании рации в машине

Отдельно следует остановиться на вопросе выноса штатной антенны переносной рации на крышу автомобиля - что позволит существенно увеличить дальность радиосвязи из-за отсутствия экранировки сигнала.

Для радиостанций диапазона 27 МГц КБ Беркут выпускает для этих целей магнитное основание Дельта-50, которое надёжно удерживает антенны до 50 см при любых скоростях автомобиля:

Дельта-50 - компактное магнитное основание для выноса на крышу автомобиля (или из экранированных помещений) штатной антенны переносной рации диапазона 27 МГц
Дельта-50 - компактное магнитное основание для выноса на крышу автомобиля (или из экранированных помещений) штатной антенны переносной рации диапазона 27 МГц

Для высокочастотных раций (диапазонов 136-174 МГц и 400-520 МГц) КБ Беркут выпускает для этой цели (надёжного крепления на крыше автомобиля штатной антенны переносной рации) согласованное для работы на этих частотах магнитное основание Дельта-50-SMA (с разъёмами типа SMA-male и SMA-female в зависимости от типа применённого разъёма у переносной рации):

Дельта-50-SMA - компактное магнитное основание для выноса на крышу автомобиля (или из экранированных помещений) штатной антенны переносной рации диапазонов 136-174 МГц или 400-520 МГц в вариантах с разъёмом SMA-male и SMA-female
Дельта-50-SMA - компактное магнитное основание для выноса на крышу автомобиля (или из экранированных помещений) штатной антенны переносной рации диапазонов 136-174 МГц или 400-520 МГц в вариантах с разъёмом SMA-male и SMA-female

Некоторые ошибки при работе с автомобильными радиостанциями

  • не следует включать импортную радиостанцию в режим передачи без подсоединённой антенны (или с неисправной антенной) - это одна из наиболее распространённых причин выхода из строя передатчика рации (в отечественных рациях производства КБ Беркут к выходу из строя это не приведёт - передатчик будет работать при включении без нагрузки в облегчённом - около 40% нагрузки от номинальной - режиме)
  • плохо настроенная, не согласованная антенна так же может привести к выходу импортной радиостанции из строя
  • часто пытаются с дальнобойщиками не на той частоте или не с тем типом модуляции. Если Вы работает с радиостанцией диапазона 27 МГц и рассчитываете связаться с дальнобойщиками - учтите, что большинство (но не все) работают на частоте 27,135 МГц в режиме АМ -амплитудной модуляции (некоторые могут работать в режиме FM - частотной модуляции). По нумерации Минсвязи РФ этот канал относится к сетке С (т.е. С15 евр, есть ещё сдвинутый на 5 кГц канал С15 рос=27,130 МГц, и сравнительно небольшая часть дальнобойщиков может оказаться и на нём). В импортных радиостанциях нумерация сеток, как правило, отличается от принятой в РФ - там эта сетка чаще всего называется D, т.е. частоте 27,135 МГц соответствует канал D15eur

Ещё один довольно типичный вопрос о настройке автомобильных антенн:

Какой КСВ (коэффициент стоячей волны), выставлять на антенне под рацию Штурман 90

КСВ выставляют «не под рацию». КСВ – характеристика антенно-излучающей системы, а не радиостанции.

Чем ниже КСВ (ближе к 1) – тем лучше настроена автомобильная антенна, большая часть подводимой к антенне мощности уходит в изучение.

В импортных рациях настройка КСВ критично важна даже не столько из-за увеличения эффективности антенны, сколько из-за возможности выхода из строя выходного каскада передатчика при работе с плохо согласованной антенной.

В рациях отечественных - производства КБ Беркут - в т.ч. в серии Штурман, передатчик не выйдет из строя при работе с плохо согласованной (большой КСВ) антенной (другая идеология построения передатчика - потребляемый ток пропорционален излучаемой мощности, поэтому при работе с плохо согласованной нагрузкой радиостанции КБ Беркут будут работать в облегчённом режиме работы выходного каскада, а не перегрузкой, как импортные радиостанции).

Но законы физики никто не отменял – чем антенна эффективнее (ниже КСВ) – тем выше дальность, а в режиме АМ модуляции – ещё и на качество передачи сказывается (у плохо настроенных антенн как правило выше реактивная составляющая нагрузки, что ухудшает линейность передатчика – в режиме FM модуляции это не влияет на качество передачи, а в режиме АМ модуляции приводит к искажениям звука при передаче.

Если Ваш прибор измеряет КСВ антенны с помощью подключённой рации (бывают приборы, измеряющие КСВ автомобильных антенн без рации вовсе) – то измеряйте в режиме FM (точнее результат).

Антенне при работе всё равно, какой тип модуляции, но у большинства приборов в FM точность измерения выше

Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если Вы хотите новых обзоров и видео-тестов!

Посетите сайт Конструкторского Бюро Беркут, если интересуетесь рациями.

Спасибо!