Найти тему
Voice Technica

Черпай смыкание всей своей индивидуальностью: свисток, хрящи и связки

Продолжаем разбирать анатомию голосового аппарата. В программе: черпаловидные хрящи, перстневидный хрящ, мышцы гортани и многое другое!

Я продолжаю исследование свисткового регистра. В прошлый раз мы прошлись по Щитовидному хрящу и его возможном влиянии на нахождение у себя сверхвысоких нот. И, как это часто бывает, пока исследуешь одно, вокруг вылезает много всего другого. Во-первых, я заметила, что на свисток мне легче переходить после разогрева ложных голосовых связок, а, во-вторых, что после распевок для гроула, мой академический вокал звучит куда увереннее.:) Это наблюдение-таки разбивает миф о том, что всякие там экстримы закрывают вокалистам дорогу в мир чистого голоса. Ну и, в-третьих, работа над плотным смыканием связок при помощи упражнений на твердую атаку звука, способна сотворить настоящее чудо. Для того чтобы как-то объяснить все эти явления и их связь со свистком, я опять полезла в анатомию гортани, а конкретно в анатомию её Черпаловидных хрящей – тех самых двигателей, к которым прикреплены голосовые связки.

Приступаем к препарированию! Черпаловидный хрящ подвижен, относится к гиалиновым, является одним из трёх парных хрящей гортани и выполняет особенно важную роль в голосообразовании. Находятся Черпаловидные хрящи за щитовидным и крепятся к «печатке» перстневидного хряща.

Внешне Черпаловидный хрящ имеет сложную форму. Различают его основание с суставной поверхностью, которая сочленяется с перстневидным хрящом, и верхушку, несущую на себе рожковый хрящ, который играет роль своеобразного амортизатора при опускании надгортанника. В основании Черпаловидного хряща ярко выделяются два отростка: наружный мышечный, к которому крепятся некоторые перстнечерпаловидные мышцы, движущие хрящ в суставе, и передний голосовой, состоящий из эластичной хрящевой ткани, к которому крепятся голосовая связка и голосовая мышца.

Черпаловидные хрящи способны двигаться, поворачиваясь вокруг вертикальной оси, а также наклоняться и прижиматься друг к другу, влияя, таким образом, на положение голосовых отростков, а, следовательно, голосовых связок и мышц.

Продольный разрез Перстневидного и Щитовидного хрящей. Я художник, я так вижу :)
Продольный разрез Перстневидного и Щитовидного хрящей. Я художник, я так вижу :)

Непосредственное участие в голосообразовании Черпаловидным хрящам обеспечивают следующие структуры:

Перстнечерпаловидный сустав — парный сустав, соединяющий перстневидный и Черпаловидный хрящи. Благодаря его наличию, голосовые отростки обоих Черпаловидных хрящей сближаются и удаляются один от другого. Это движение изменяет расстояние между голосовыми связками.

Голосовая связка (или истинная голосовая) связка – парная, располагается в толще голосовой складки. Голосовые связки состоят из эластичных волокон. Они натянуты с каждой стороны между голосовым отростком Черпаловидного хряща и внутренней поверхностью угла (место схождения пластин) щитовидного хряща. Между ними образуется голосовая щель, имеющая связочный и хрящевой (межчерпаловидный) отделы.

Преддверная связка — парная, располагается в толще складки преддверия (ложной голосовой), она натянута между Черпаловидным хрящом (над голосовым отростком) и внутренней поверхностью угла щитовидного хряща.

Ну и, конечно же, мышцы. В гортани мышцы разделены по трем основным функциям, и Черпаловидные хрящи так или иначе имеют отношение к ним всем.

1. Мышцы, влияющие на ширину голосовой щели:

Расширяющие

Задняя перстнечерпаловидная — парная мышца, расширяет голосовую щель. Действует на перстнечерпаловидный сустав, оттягивая мышечный отросток назад и вниз и поворачивая черпаловидный хрящ вокруг вертикальной оси кнаружи, при этом голосовой отросток отходит вбок, и голосовая щель расширяется. Это единственная мышца гортани, которая открывает голосовую щель и держит ее в этом состоянии постоянно, за исключением коротких периодов фонации.

Суживающие

Латеральная перстнечерпаловидная — при сокращении тянет мышечный отросток вперед и вниз, вращая черпаловидный хрящ вокруг вертикальной оси внутрь, при этом голосовые отростки движутся навстречу друг другу, голосовые связки сближаются, и голосовая щель суживается.

Щиточерпаловидная — парная, квадратной формы, соединяет щитовидный и Черпаловидный хрящи. Механизм действия подобен латеральной перстнечерпаловидной мышце.

Поперечная черпаловидная — непарная, сближает Черпаловидные хрящи, суживая заднюю межхрящевую часть голосовой щели.

Косая черпаловидная — парная, механизм схож с поперечной черпаловидной мышцей.

2. Мышцы, влияющие на состояние голосовых связок:

Расслабляющие

Голосовая — парная, её волокна вплетены в голосовую связку, к которой мышца плотно прилегает. Волокна голосовой мышцы при этом идут в различных направлениях по отношению к голосовой связке — горизонтально, вертикально и косо, под углом к голосовой щели. Мышца может сокращаться вся целиком или отдельными своими пучками. При сокращении мышечных пучков, идущих в косом направлении, достигается расслабление голосовых связок только в определенных участках. При расслаблении голосовые связки немного утолщаются, вследствие чего голосовая щель несколько суживается.

3. Мышцы, влияющие на ширину входа в гортань:

Черпалонадгортанная — находится в толще черпалонадгортанной складки. Черпалонадгортанные мышцы вместе с косыми черпаловидными мышцами суживают вход в гортань. При этом надгортанник отклоняется назад и закрывает вход в гортань. Такое действие происходит при глотании, чтобы пища не попадала в дыхательные пути.

Следует учитывать, что хоть приведенные выше элементы строения и свойственны всем людям, двух людей с идентичными гортанями быть не может. Кроме известной разницы между мужской и женской гортанью, каждому человеку могут быть присущи свои различия во взаиморасположении хрящей, их форме, развитии мускулатуры и ее способу крепления к хрящам.

У мужчин более сильно представлены волокна, идущие от черпаловидных хрящей (черпалосвязочные волокна), в то время как у женщин сильно выражена щитосвязочная часть голосовой мышцы. Те же волокна могут по-разному вплетаться в соединительнотканный край связки, сами мышечные волокна могут быть длинными, мало вплетенными в край связки, а могут образовываться короткими пучками, каждый из которых вплетен в край голосовой связки и т.д. Различна длина, толщина, способ крепления и форма голосовых связок.

Естественно все эти особенности определяют индивидуальное звучание тембров голосов и проявление непосредственно певческих данных.

Для примера мы с моими любимыми коллегами провели небольшой эксперимент, суть которого в том, что мы по очереди воспроизводили один и тот же звук с использованием различных вокальных приёмов и техник и записывали спектрограмму своих голосов при помощи специальной программы. Условно обзовём участвовавших в эксперименте номерами 1, 2 и 3. Все трое — сопрано.

И вот, что получилось:

Спектрограмма тембров голосов преподавательниц VoiceTechnica. I — Гроул на нейтральной гортани; II — Тонкая масса (Схождение голосовых складок по краю); III — Толстая масса (схождение голосовых складок мышечной массой); IV — Тонкая масса на опущенной гортани.
Спектрограмма тембров голосов преподавательниц VoiceTechnica. I — Гроул на нейтральной гортани; II — Тонкая масса (Схождение голосовых складок по краю); III — Толстая масса (схождение голосовых складок мышечной массой); IV — Тонкая масса на опущенной гортани.

Что мы наблюдаем? Как бы мы не старались одинаково взять ноту, у всех нас она имела разную окраску. Кроме того, независимо от задействованных структур голосового аппарата, у одного человека из раза в раз проявлялись схожие черты, характерные для его голоса. Например мы видим, что у нашего номера 3 во всех случаях практически нет высоких частот, по сравнению с номером 2, где частоты разделяются равномернее. А номер 1 вообще какой-то странный. Каюсь, это я. :) И это не значит, что кто-то из нас при этом звучал лучше или хуже. Это всего лишь природная разница голосов. Красиво, не так ли?

И отсюда мы, наконец, переходим к голосообразованию. Фонаторная – одна из важнейших функций гортани, и Черпаловидные хрящи непосредственно задействованы в её выполнении. Возникновение звука связано с колебанием голосовых связок при выдохе. Звук меняется в зависимости от натяжения связок и ширины голосовой щели, а человек способен регулировать этот процесс.

Прежде всего, напомню, что в фонации могут принимать участие как истинные, так и ложные голосовые связки или, точнее, складки.

Ложные голосовые складки (складки преддверия, вестибулярные складки) — представляют собой две слизистые складки с небольшим пучком мышц, как бы нависающие над истинными голосовыми складками. Сквозь их толщу проходит связка, которая прикрепляется одним концом к Черпаловидным хрящам, а другим – к щитовидному хрящу, и тянется параллельно истинным голосовым. В области нижней поверхности ложных голосовых складок слизистая оболочка содержит много желез смешанного типа, которые увлажняют истинные голосовые складки во время вибрации. Основная роль ложников – закрывать вход в дыхательные пути. В момент задержки воздуха, при кашле, подъеме тяжестей, ложники начинают смыкаться и могут полностью перекрыть вход в трахею. Хоть в естественном состоянии они разобщены, тем не менее, в вокале мы давно и активно их используем для достижения «расщепления» (при контролируемом сжатии) или для более широкого голоса (при раскрытии). Кроме того, при некоторых патологических состояниях ложники способны заместить собой истинные голосовые, они могут смыкаться и производить звук, хотя и сильно отличающийся от привычного. В ложных голосовых складках образуется первое щелевидное пространство.

Истинные голосовые складки — представляют собой сложную структуру. Они расположены под ложными, имеют клинообразное сечение, край их образован голосовой связкой, а тело массой голосовой мышцы. Истинные голосовые образуют второе щелевидное пространство. Это наиболее узкое место в гортани, которое и является той самой голосовой щелью. В ней различают переднюю, более длинную голосовую часть и более короткую заднюю — хрящевую (дыхательную) часть.

Комплекс внутренних мышц гортани, о которых я рассказывала выше, способен сблизить или развести голосовые складки поворотами Черпаловидных хрящей, растянуть наклоном щитовидного хряща, а также напрячь и расслабить. Кроме одной задней перстнечерпаловидной мышцы, все остальные в своем действии направлены на замыкание голосовой щели.

Ещё одно «ненаглядное» пособие. На первой схеме мы видим как натянуты связки между хрящами (вид сверху). На второй и третьей показан механизм натяжения связок за счёт наклона щитовидного хряща.
Ещё одно «ненаглядное» пособие. На первой схеме мы видим как натянуты связки между хрящами (вид сверху). На второй и третьей показан механизм натяжения связок за счёт наклона щитовидного хряща.

Голосовые складки имеют значительную толщину за счет вокальной мышцы. Вокальные мышцы, как и остальные мышцы гортани, являются поперечнополосатыми и отличаются своеобразным строением. Если в остальных гортанных мышцах волокна расположены в основном параллельно друг другу, то в вокальных мышцах волокна идут в различных направлениях. К примеру, в голосовых мышцах хорошо различимы две системы косых волокон, вплетающихся в соединительнотканный край голосовой складки. Одна из этих систем волокон идет к краю голосовой связки от щитовидного хряща, другая — от Черпаловидного хряща. Это и дает складкам совершенно особые функциональные возможности.

Кроме того, существуют индивидуальные вариации во внутреннем строении голосовых складок. У одних людей в связке больше обычных соединительнотканных волокон, у других превалируют эластические. Сама связка у одних может быть развита мощнее, чем у других. Различна и толщина верхнего и внутреннего краёв, составляющих «трущуюся» поверхность голосовых складок. То же касается и голосовой мышцы. Вплетение мышечных волокон в соединительнотканный край голосовых складок у каждого человека осуществляется по-своему:

Гортань в боковом разрезе. Варианты расположения волокон в голосовой мышце.
Гортань в боковом разрезе. Варианты расположения волокон в голосовой мышце.

Вывод напрашивается сам собой. Невозможно требовать от двух разных людей идентичного звучания. Голос каждого будет продиктован индивидуальными особенностями устройства гортани. Важно научиться управлять своим голосовым аппаратом с учетом этого, чтобы не нанести вокальную травму.

Ну а теперь, после подробного анатомического разбора и осознания, что всё тлен, попробуем вернуться к моим открытиям.

Касаемо совмещения пресловутых оперы и гроула, и вообще чистого и расщепленного вокала: чем лучше вы будете контролировать ложники, тем меньше они будут вам мешать во время обычного пения. Обращаю внимание! Контролировать, значит уметь включать ложники в каждом случае ровно на столько, насколько того требует ваша песня, без чувства напряжения и «царапин» в горле. После проработки определенных упражнений, чистому вокалу перестает что-либо мешать, он становится ярче.

Как ложные голосовые относятся к свистку? А очень просто. Для свистка вам надо умудриться совместить максимальное смыкание связок и при этом максимально малое количество выдыхаемого воздуха. На первых порах мозг не совсем понимает, как такое может быть, особенно, если вы в самом начале вокального пути, и любите «давануть» воздухом на верхних нотах. Вы невольно начинаете повышать силу воздушного потока, а на это уже отзываются ложники, готовые защитить голосовые связки от перенапряжения. И в голосе вместо желанного свистка появляется совсем не эротичный сип. И вам мало того, что надо работать над контролем воздуха, так еще и ложники «в руках держать». Но если перед этим вы их хорошенько распели и начали ими осознанно управлять, они не будут вмешиваться, и можно спокойно обратить внимание на работу самих связок.

Что же до упражнений на твёрдую атаку звука, тут всё тоже довольно просто. Вы фактически учитесь плотно смыкать и размыкать связки за счет задержки воздуха. Вы так же учитесь, что для этого не нужна какая-то громадная мышечная или воздушная сила. Твёрдую атаку можно делать на шепоте, на толстой массе, на тонкой массе, можно сделать её громче или тише. Осознав, что плотность смыкания не требует дополнительного давления, можно переходить к попыткам выйти с него на свисток. Я комбинирую это с Сиреной, которая всегда напоминает, что верхние ноты нельзя продавливать силой. Поднимаюсь на самые верхние ноты своего диапазона и резко смыкаю связки, обеспечивая твёрдое снятие звука.

И того, моё напутствие, господа и дамы. Любите и изучайте свою гортань. Хорошо распевайтесь, тренируйте чистый голос и ложники, прислушивайтесь к внутренним ощущениям, помните, что ваш голос уникален, на какие-то упражнения уйдет больше времени, на какие-то меньше. Копайте, интересуйтесь, спрашивайте и да прибудет с вами сила.

Татьяна Рябинкова, преподаватель вокала Voice Technica.