Из семейного бизнеса по перепродаже вещей сёстры Мария и Дарья Титовы сделали бренд одежды. Сейчас у них — четыре магазина в Калининграде, собственное производство и постоянная конкуренция с масс-маркетом. Предпринимательницы рассказали нам, как трансформировали бизнес и какие сложности возникают в пограничном регионе
Бизнес за месяц до кризиса
Более двадцати лет назад мама Марьи и Дарьи Антонина Титова начала заниматься продажей одежды на Кубе, где служил отец девушек. В 1996 году его перевели в Калининград. На новом месте Антонина продолжала развивать прежний бизнес, постепенно этой работой начали заниматься и её дочери. Пять лет назад девушки открыли в городе свой шоурум, где планировали продавать вечерние платья, купленные в Москве. Но сделка с представителями столичного бренда сорвалась, поэтому сёстры решили шить платья самостоятельно и запустили марку Pudra Collection. Под таким названием она просуществовала пять лет. В октябре 2019 года фирму переименовали в Miditi. По словам Дарьи, «пудр» стало слишком много: так часто называют салоны красоты, шоурумы, магазины косметики. Поэтому бренду было необходимо новое уникальное имя.
На старте швей и закройщиков искали с помощью сайтов с вакансиями, Инстаграма и сарафанного радио. Сложнее всего было обеспечить сотрудникам постоянную зарплату. А ещё через месяц после запуска наступил валютный кризис 2014 года. Но, по мнению девушек, отступать было поздно. «Наша семья уже больше 20 лет занимается продажей женской одежды, нельзя было отступать. Мы несли ответственность не только за сотрудников, но и за семью», — говорит Мария. В тот период девушек поддержала «последняя волна моды на русских дизайнеров».
«Всем вокруг было интересно, на что способен локальный бренд. Потом мода быстро закончилась, и началась титаническая работа для дальнейшего развития»,
— вспоминает Дарья
Трансформация дела
Деньги для перезапуска брали из оборотных средств существующего бизнеса. Сначала траты на материалы для пошива платьев составили 70 тысяч рублей. Но производство быстро росло. Сейчас закупка тканей ежемесячно обходится Miditi в 500–600 тысяч рублей. С развитием производства девушкам помогла подруга-швея. Она предоставила им небольшой цех с необходимым оборудованием в обмен на регулярные заказы. Сначала там работали всего две швеи. Спустя три года сёстры открыли собственное производство.
По словам Дарьи, полагаться на калининградские производства было бесполезно, так как «они хорошо „отшивали“ разве что диваны», а работать с каждой портнихой напрямую означало утратить контроль над процессом. Сегодня в штате Miditi примерно 25 сотрудников: швеи, закройщики, конструктор, стилист, продавцы в магазинах и менеджеры по продажам в интернете. Ещё около 10 человек работают на аутсорсе — в основном это SMM-специалисты, маркетологи, веб- и принт-дизайнеры.
2 швеи
работали на производстве вначале
15 сотрудниц
шьют для Miditi сегодня
более 350 моделей одежды
выпущено за пять лет
Сейчас практически все изделия Miditi — собственного производства. Дизайном занимается Маша. Как правило, именно она предлагает идеи эскизов. В магазинах бренда продаётся как повседневная одежда, так и праздничные наряды для особых случаев. Единственное, что сёстры пока отдают на аутсорс, — вязаные изделия, например шерстяные свитера. По их словам, гораздо проще сделать заказ на трикотажной фабрике в Москве, чем закупать прядильные машины и искать специалистов, которых в Калининграде практически нет.
«Мы всегда пытаемся дать покупателям больше, чем они от нас ожидают. Ты покупаешь вещь, а она выглядит дороже, чем ты за неё заплатил. И принесёт тебе больше радости и пользы, чем ты ожидал», — признаётся Даша. По её словам, можно необычно упаковать вещь, дать какую-нибудь мелочь в подарок или сделать интерьер, благодаря которому в магазин захочется возвращаться. В Miditi также шьют на заказ вещи из собственных коллекций. Если покупатель не находит нужный размер или цвет, модель изготовят за 7–10 дней.
Брендовый подиум
Ежемесячная выручка Miditi составляет в среднем два миллиона рублей. Самыми «хлебными» сезонами остаются весна и лето, когда много свадеб и выпускных вечеров. Рост продаж также случается перед Новым годом. Поскольку с самого начала марка производит вещи в вечернем и коктейльном стиле, люди часто приходят в магазины за праздничными нарядами. Чтобы выровнять прибыль по сезонам, Даша и Маша расширяют ассортимент за счёт пальто, тёплого трикотажа и аксессуаров. Последние, за исключением ремней и поясов, они пока не производят. Клатчи и сумки часто закупают в Польше, а бижутерию — у калининградских брендов.
2 000 000 рублей
ежемесячная выручка
25 %
рост продаж за 2018 год
По словам Даши, как только продажи начинают падать, важно пересмотреть свой ассортимент: добавить новые модели, «возможно, рискованные и с вау-эффектом». Но сегодня важно также эффективно продвигать бизнес в онлайне. «В интернет уходит 80 % рекламного бюджета Miditi», — говорит предпринимательница. Конкурировать с масс-маркетом сложно, но возможно, считают сёстры. Например, выпуская необычные модели, которых нет у таких крупных брендов, как Zara. Популярностью среди покупателей пользовались юбки-колокола с принтами, чёрная блуза с баской и ассиметричными объёмными рукавами или пиджак с широким поясом в стиле колор-блок.
Источник: Instagram
Сейчас в Калининграде работают четыре магазина Miditi Collection. Без учёта затрат на производство продукции открытие одной точки обходится в среднем в 500 тысяч рублей. Эти деньги удаётся «отбить» примерно за полгода. Сёстры признают, что открывать новый магазин всегда немного страшно из-за необходимости учитывать множество факторов: разные покупатели, сезонность, проходимость в конкретном месте. По словам Марии, для каждой новой точки нужно обязательно придумать «фишку», чтобы не переманить туда своих же покупателей, а привлечь новых. «При строительстве третьего магазина мы смонтировали там четырёхметровый подиум, который ведёт к зеркалу», — объясняет Мария. Таким образом девушки обеспечили клиентам подходящее место для длительных примерок и селфи. Вскоре в том же магазине появился единственный в сети корнер с одеждой и аксессуарами для свадьбы.
Сложность границы
Несмотря на то что сёстры делают бизнес у границы с Европой, выходить на рынки других стран они пока не собираются. У такой локации есть и серьёзные минусы: поставки тканей и экспорт продукции иногда задерживаются или срываются из-за сложностей на границе.
Отдельным минусом развития бизнеса в Калининграде Мария и Дарья называют низкие зарплаты и невысокую платёжеспособность населения: «Мы практически каждый день слышим от посетителей магазина, что у нас дорого». Средняя цена блузы производства Miditi — 2000 рублей. Пиджака или платья — 4000 рублей.
В Калининграде непросто найти и профессионалов модной индустрии. «Почти все лучшие специалисты работают у нас. Поэтому сидим и ждём, когда в наш город переедет ещё какая-нибудь хорошая швея. Оторванность от России означает, что всегда нужно что-то искать, тащить, везти: людей, оборудование, ткани», — говорит Дарья.
Сейчас основательницы Miditi планируют открывать магазины в других городах России. Но для этого, по словам сестёр, нужно многое сделать. Например, нарастить мощность производства, систематизировать поставки и доработать стандарты компании.