Найти в Дзене
Земля круглая, проверено!

Ну, за Гомера! Как бражничали в Древней Греции: тосты, срам, грязь, грусть, нега

Как известно, человека издревле огорчает узость горизонтов собственного сознания. У каждого народа есть свой инструмент их расширения – кока, бетель, кат и пр, и пр, и пр. И, конечно, алкоголь – самый удобный и легкодоступный из наркотиков, который горизонты, может, и не расширяет, но делает их ярче и безоблачнее. И, понятно, существует множество национальных алкомифов: ведь любому англичанину, американцу и др. известно, что Джон Буль, дядюшка Сэм, онкль Жан, юнкер Фрици Шмидт - каждый пьет единственно правильный напиток единственно уместным способом. Короче, людям с лабильной психикой дальше лучше не читать: рискуете. Могут рухнуть ваши фундаментальные представления о себе, о собственном народе, о его исконных традициях и вековечных ритуалах. Ну, к примеру, пить с локтя по-казачьи пробовали?

А этот способ родился в Древней Греции и обрел широкое распространение в классическую эпоху: так что не по-казачьи вы пьете, а по-аристотелевски. Или даже вообще – платонически. А вечно похмельный лютый полицейский, которому лучше на глаза не попадаться – это где? Ага, правильно: в Афинах V века до нашей эры. Там в ППС работали рабы-скифы, вместо дубинки – плетка. Славились злобностью, алкоголизмом, умением прожить и налакаться на жалкие 3 обола в день, которые им выдавали в качестве жалования.

Это из золота царских скифов: такими они сами себя видели - хотя смастерили ювелирное изделие, наверное, греки
Это из золота царских скифов: такими они сами себя видели - хотя смастерили ювелирное изделие, наверное, греки

Но, по счастью, о дурной наследственности и речи быть не может: Пушкин, конечно, считал, что скифы – наши предки, но, слава науке, это не так – они родственники персиянам. Иранцам, стало быть. Но перейдем к подробностям, которые превратят в пыль вашу железобетонную модель реальности.
Здесь упомянем в первый и последний раз в-дку. Она в нашей истории больше не встретится: это самое юное из средств, позволяющих радужно расцветить действительность. Дистилляцию придумали арабы 1,5 тысячи лет тому, а к нам привезли граппу генуэзцы – первые поставки водного раствора С2H5OH на Русь они совершили из своих крымских колоний в 1398 году.
В общем, вино и пиво считаются самыми древними алкогольными напитками, известными человечеству. Напиток из меда, риса и ягод боярышника сбраживали 9 тысяч лет тому назад в китайском Цзяху.

Эта глиняная табличка, которая помоложе, конечно, вина Цзяху, изображает приготовление рисо-медового алкоголя в Китае
Эта глиняная табличка, которая помоложе, конечно, вина Цзяху, изображает приготовление рисо-медового алкоголя в Китае

"Боярой и тогда, очевидно, злоупотребляли, в силу чего не убереглись – рядом нашли только совершенно недвусмысленные скелеты. Настоящее вино изобрели позже, 6 тысяч лет тому назад – то ли праармяне, то ли праиранцы в горах Загроса. Пил этот продукт весь тогдашний цивилизованный мир – от Древнего Египта через Месопотамию до самой Индии. Но только для греков вино составило смысл жизни: именно они превратили пьянку в детально разработанный обряд, где нет ничего случайного, где каждому похабству есть свое время, а каждой гнусности – свое место. И – да: почти всем нашим практикам в этой области был у них аналог, а у аналога – благородное древнегреческое имя. Вы зауважали бы себя с утроенной силой, вы бы просто заслушались, когда б ваши пятничные приключения описывались языком Аристофана (пусть даже и в переводе Жуковского).
Начнем с того, что собрание людей с целью злоупотребить – это не алкошабаш, а «симпосиум». И когда вы слышите про симпозиум хоть биологов, хоть библиотекарей – да, он и в наши дни то же самое: я, по крайней мере, не знаю ни одного, который бы не завершился фуршетом и возлияниями.

Сцена нетипичная: на симпосиумы допускались только женщины с пониженной социальной ответственностью - гетеры, скажем
Сцена нетипичная: на симпосиумы допускались только женщины с пониженной социальной ответственностью - гетеры, скажем

Говорят, греки не напивались. Глупости! Спартанцы, действительно, подпаивали рабов, чтобы молодежь знала, сколь мерзок человек во хмелю: далеко не факт, однако, что пример такой хоть кого-то останавливал. Эллины разбавляли вино водой, но совсем не для того, чтобы оставаться трезвыми. Да, если у вас питье разведено 2 к 5 или даже, как случалось, 1 к 10 – укушаться, конечно, будет сложнее, но это не может быть препятствием для по-настоящему целеустремленных людей.

-4

Зачем тогда разбавляли? Греки делали вино того рода, какое сейчас называется «айсвайн» - из поздних, увяленных до полуизюмного состояния ягод. Было в этом 12-градусном пойле 30% сахара: такой концентрат невозможно пить, не разжижая. Было также у эллинов поверье, что от чистого вина случаются слепота и безумие: а разбавил – и от страхов избавился. Хотя, конечно, не окончательно: пьянство у греков было жестко привязано не только к эротике, но и к смерти. В зале для всепьянейших собраний могла быть напольная мозаика – скелет с амфорой.

-5

Или расписные сосуды с теми же мотивами. Это было напоминанием – «Помни о смерти!», но также и предупреждением: «Не перебирай сверх меры!». Однако эрос в живописном оформлении симпозиумов, конечно, преобладало. Ну, скажем, любили греки такие вот шутки: на дне чаши для питья изображена сцена взаимного уестествления.

Увы, Дзен посчитал эту картинку излишне фривольной и я ее удалил. Она и другие ей подобные есть в этом видео:

В подписи – слова «Не ерзай!». Понятно, что адресуется этот призыв не столько мужчиной – женщине, сколько пьющему из кубка: «Не ерзай, разольешь!». Ну, про шутки такого рода можно говорить долго: вот, скажем, вино или оливковое масло могли на пиру наливаться из такого вот сосуда. В общем, на пьянке малоприличный юмор – со времен греков дело совершенно обычное. Не мы это изобрели.

Здесь тоже было фото, но, увы, отыскать его теперь можно только в моем видео - Дзен банит

Да-с, вот такие были эти греки затейники

Практиковались, впрочем, и невинные шутки: ты, скажем, выхлёбывал чашу, а на дне ждала тебя надпись – «Просуши!». Но иконография очень зависела от устроителей пира. Если поил гостей дуболом с повышенным гормональным фоном, то и наглядная агитация была сплошь непристойной. И завершалось всё, кстати говоря, каким-нибудь коллективным прелюбысотворением. По правде говоря, почти всегда им завершалось, даже если в зале для возлияний собирались философы. Уж не знаю, что там у них было на дне чаш – может, выписки из «Метафизики», – но по прочтении пары-тройки цитат появлялись флейтистки, гетеры, аппетитные юноши, симпатичные ученики… Ну, и как тут было удержаться?

-6

Народ философически ударялся в разврат и грехопадение, ведя при этом беседы про бытие-сознание-псюхе-эйдос. Но укроем эту сцену покровом стыдливости – пока. Как-нибудь потом, может, и углублюсь.
Тосты родились здесь же, в Греции, хотя к нам это слово пришло из Англии. Так назывался крепко сдобренный специями хлебец, что плавал в чаше вина или пива: глотнул – и тут же закусил. Ясно, что здравицы на Руси были известны и прежде. Вот только еще раньше они появились у тех же греков: часть вина на пиру полагалось выплеснуть в очаг или просто на пол. Ну, и пробормотать при этом хвалу тому или иному богу – а ведь это и есть тост.

Вот этот вот джентльмен в центре, который направляет чашу пальцем, как раз выплескивает вино. Это, однако, скорее всего, игра в коттаб, а не жертвоприношение
Вот этот вот джентльмен в центре, который направляет чашу пальцем, как раз выплескивает вино. Это, однако, скорее всего, игра в коттаб, а не жертвоприношение

Запойный симпосиум сопровождался игрой в коттаб. Участники пира прицельно плескали недопитое вино из чаши в какую-нибудь емкость, стоящую в отдалении. Понятно, что за пару-тройку часов и зал, и все в нем присутствующие приобретали вид, на который трезвому невозможно глядеть без омерзения. Ну да трезвых там, понятно, не было. Пол был загажен до невозможности, поскольку кого-нибудь из присутствующих непременно тошнило. Из закусок были только фрукты-ягоды, да и теми пренебрегали: греки, как Сергей Бондарчук, после первой-второй-третьей не закусывали. В эллинистическую эпоху огрызки и лужи на полу подверглись художественному переосмыслению: пиршественные залы начали украшать «мусорной мозаикой».

Мозаика "асаротос ойкос" ("неприбранное") в  пиршественном зале в Пергаме
Мозаика "асаротос ойкос" ("неприбранное") в пиршественном зале в Пергаме

В ней особенно ценилось жизнеподобие - когда объедки, не приглядевшись, нельзя было отличить от настоящих. В общем, и застольный хаос – это тоже древняя благородная традиция.
Греки заложили в основу всякой пьянки демократизм. В Азии, скажем, каждому подавали свое питье, сообразно чину. На эллинском же симпосиуме все пили из общей емкости-кратера, которым обносили собравшихся – просто воплощенная идея равенства, согласитесь.

-9

Идея нами перенятая и усвоенная. И рассаживались присутствующие в пиршественном зале по кругу или квадратом: чтобы никто не выглядел привилегированным. На ложах устраивались по двое – как правило, мужчина с мужчиной, каковой обычай мы гневно отвергаем.

-10

Страсть греков к вину была неукротимой и всепоглощающей. Понятное дело, знакомо им было и похмелье. Самый ранний рецепт от этого бедствия предлагает поэт Амфис в IV веке: «варите капусту и ею поутру спасайтесь». Известно было и средство пить не пьянея: варёное свиное легкое. Надо сказать, тут наука шагнула далеко вперед: эти знахарские снадобья мы с презрением сбрасываем с корабля современности. Хотя поиск свой эллины вели в правильном направлении.

-11

Самый радикальный вариант попробовали сибариты – то есть, жители италийского Сибариса. Они от виноградников протянули в город винопровод, чтобы лишний раз не беспокоить себя логистикой доставки: а чтоб наутро всякая сволочь не мешала блаженству, запретили держать в городе петухов. Тоже изящное противопохмельное, ничего не скажешь.
Еще один обычай, нами бережно сохраненный – гендерная однородность симпосиума. На пьянку собираются либо мужики, либо бабы, обязательно – раздельно и не смешиваясь. Ибо если собрались разнополые, то не возлияние является их целью: алкоголь здесь только средство для организации разного баловства и неприличия. У эллинов строгость подхода была результатом сегрегации: женщины у них жили отдельно, в гинекее, оттуда практически не выходили и обычай им запрещал очень многое. Мы, конечно, люди без замшелых предрассудков, но все равно: правильный симпозиум и у нас будет гендерно однородным. Если, повторяю, цель – именно веселье и рога в землю.

Симпосиум эпохи эллинизма: неправильный, между прочим - если мне не изменяет зрение, как минимум, 2 женщины присутствуют
Симпосиум эпохи эллинизма: неправильный, между прочим - если мне не изменяет зрение, как минимум, 2 женщины присутствуют

Археологи, охотники за любопытным, но бесполезным знанием, выяснили, что в приличном древнегреческом доме 60% посуды было предназначено для попоек. У нас практически то же: дома у любого из вас рюмок и бокалов наверняка будет побольше, чем чайных чашек. И пользуетесь вы повседневно парой-тройкой одних и тех же тарелок, а тех пяти-десяти дней в году, когда у вас собирается компания, дожидается много больше посуды.

Эта леди, по всем приметам, играет в коттаб
Эта леди, по всем приметам, играет в коттаб

Были, конечно, обычаи, которые канули в пучину времени без следа. Вот, например, кувшин с вином эллину впервые вручали в 3 года и дальше он с этим питьем не расставался: обыкновенную воду там старались просто не пить. Не знаю, не знаю, но, как по мне, это означает, что греки были всегда навеселе – слегка, самую малость, но неизменно. В любом случае, Гомера, Сократа, Платона связует с сантехником Афоней неразрывная нить: ПОСЛЕ ЭТОГО вот уже 3 тысячи лет все люди грустят и непременно впадают в философскую созерцательность. Если не бьют друг другу морды, конечно: ну, так и у греков оно случалось.

Тут мужчина употребляет в тесном семейном кругу: среди друзей он был бы много веселее
Тут мужчина употребляет в тесном семейном кругу: среди друзей он был бы много веселее

Если добрались до конца - лайкайте, подписывайтесь, не отказывайте себе в удовольствии сделать мне приятное