За последние два десятилетия было разработано много теоретически обоснованных мер для улучшения результатов обучения в системе высшего образования, и существует большой интерес и воодушевление в отношении потенциала этих кратких и экономически эффективных мер для решения важных социальных проблем. Исследователи обнаружили, что целенаправленные вмешательства могут иметь мощный и долгосрочный эффект, когда они затрагивают конкретные мотивационные процессы в критические моменты образовательного процесса.
Некоторые называют эти целевые вмешательства мотивационными или социально-психологическими, отражающими их теоретическое обоснование. Ученые назвают их мудрыми вмешательствами, поскольку они теоретически точны и затрагивают основные психологические процессы, которые могут препятствовать оптимальной академической деятельности.
Действительно, все эти три обозначения отражают критическую особенность целевых мероприятий - теоретическую основу, которая определяет наиболее мощные рычаги изменений в академической среде. Теории, лежащие в основе этих вмешательств, учитывают личность и человека, контекстные взаимодействия для решения реальных проблем и, таким образом, являются сугубо социально-психологическими. Они нацелены на конкретную проблему, психологический процесс, лежащий в основе проблемы, учащихся, которые должны извлечь пользу из вмешательства, и конкретные академические результаты, которые должны выявить эти выгоды.
Три вида вмешательства
Исследователи проводят различие между тремя типами мероприятий:
- которые направлены на то, как студенты воспринимают ценность академических задач (мероприятия по оценке задач),
- которые изменяют то, как студенты формулируют академические задачи (разработка мероприятий),
- которые направлены на личные ценности студентов (мероприятия по оценке личных ценностей).
Все эти мероприятия ориентированы на учащихся и имеют некоторые общие черты: все они передают некоторую информацию, которая может повлиять на психологический процесс и вовлечь учащегося в процесс активного размышления, который часто включает в себя разговор или письмо. Однако существуют важные различия в их специфике, поведении, мыслительных процессах и результатах обучения, на которые они нацелены. Главное различие заключается в том, где они концентрируют внимание и размышления учащихся.
Ценностные вмешательства
Интервенция по оценке ценности использования поддерживается наибольшим количеством рандомизированных контролируемых исследований. Это вмешательство основано на модели прогнозируемой ценности ожиданий, которая утверждает, что наиболее близкие предсказания достижений и выбор в отношении достижения являются ожиданиями студентов, в которых они могут преуспеть, и в какой степени они ценят поставленную задачу или тему.
Таким образом, студенты, которые с наибольшей вероятностью столкнутся с трудностями в изучении данного курса, - это студенты с низкими ожиданиями успеха (либо из-за плохой успеваемости, либо из-за отсутствия уверенности в себе), либо те, кто не видит ценности в том, что они изучают. Гипотеза, лежащая в основе вмешательства, основанного на общечеловеческой ценности, заключается в том, что если преподаватели могут помочь своим ученикам найти ценность в материале курса, это даст им повод, а значит и мотивацию, заняться материалом и в конечном итоге улучшить свои результаты.
В частности, интервенция нацелена на оценку полезности, ценности, воспринимаемой в задаче или теме в результате ее полезности для достижения краткосрочных или долгосрочных целей. Например, студенты могут ощутить полезность курса физиологии, потому что они могут использовать полученные знания для повышения безопасности и эффективности своих тренировок.
Разработка мероприятий
Формирование интервенций включает в себя их широкий спектр, направленных на противодействие неадекватному восприятию проблем учащимися. Используя теорию атрибуции, эти вмешательства вписываются в процессы, с помощью которых студенты осмысливают свой академический опыт. Например, студент, получивший плохие оценки в первом семестре, может объяснить плохую успеваемость недостатком интеллекта (неадаптивная атрибуция) или не полной адаптацией к ВУЗу, которую он преодолеет со временем (адаптивная атрибуция).
Таким образом, разработка интервенций нацелена на общие неадекватные убеждения, предоставляя учащимся альтернативные рамки. Ключевое значение имеют два послания: это нормальный или естественный опыт (т.е. не только из-за собственных недостатков человека) и способность учащихся контролировать результаты обучения посредством личного роста (т.е. проблемы могут быть преодолены с помощью усилий).
Эти сообщения особенно важны при переходе в ВУЗ для недостаточно представленных студентов, которые могут испытывать трудности в качестве доказательства того, что обстановка в ВУЗе является нежелательной или даже дискриминационной и представляет серьезную угрозу для их чувства принадлежности. Таким образом, почти все исследования в этой категории являются общими мероприятиями, направленными на постановку задач перед студентами при переходе в ВУЗ.
Личностные ценности вмешательства
Вмешательство по утверждению ценностей основывается на теории самоутверждения - люди мотивированы поддерживать общее чувство самоинтеграции. Если студент подвергается угрозе самоидентификации в важной академической области, то его самоидентификация ставится под сомнение.
Мероприятия по самоутверждению дают людям возможность задуматься об источниках самоуважения в других областях. Письма о личных ценностях подтверждают целостность личности на более широком уровне и тем самым уменьшают негативное воздействие угроз идентичности в конкретной ситуации. Это вмешательство не является специфическим для угроз в конкретных областях и было реализовано в различных контекстах (например, здоровье, взаимоотношения, спорт).
Последствия для науки о вмешательстве
За последние 15 лет ученые, занимающиеся интервенциями, добились больших успехов. Мероприятия хорошо продуманы, исследовательские методы строгие, с особым вниманием к механизмам вмешательства и рекурсивным процессам.
Проведение рандомизированных контролируемых полевых испытаний является сложным процессом. Это требует тесного сотрудничества с преподавательским составом или администрацией университета, в первую очередь для адаптации вмешательства к конкретным условиям и контингенту студентов, а затем для осуществления вмешательства в рамках курсов или в контексте академического консультирования.