Решение
« Я не люблю Китай».
Эта мысль раз за разом проносилась в голове, будто бесконечный поезд, в то время, как я в одиночестве сидела на крыше своего общежития и вглядывалась в далекую Кантонскую башню. Солнце уже зашло, и ночное небо как всегда отливало чуть фиолетовым. В России я такого никогда не видела. Звезд практически не было видно, зато небесную гладь рассекало множество самолетов. Тогда мне казалось, что все их пассажиры возвращаются домой.
«Ничего. Через пол года один из них и меня унесет домой».
Внезапно прохладное дуновение ветра словно вытащило меня из собственных мыслей и вернуло к реальности. Хватит сидеть – пора спускаться в комнату…
Однако вернемся на два года назад.
С Китаем жизнь свела меня случайно, как говориться в Туманном Альбионе, by chance. Как и многие другие вчерашние выпускники, полные надежд и ожиданий, но с отсутствующими целями и планами, я подавала документы практически во все университеты на программы, которые хотя бы каким-то образом представляли практический интерес. Именно тогда мне пришлось принять первое серьезное и взвешенное решение в моей жизни - куда поступить? Выбор стоял между Азиатскими исследованиями и международными отношениями, при этом второе для меня было более приоритетно. Приоритетно, потому что понятно, а китаистика, напротив, даже не рождала никакого ассоциативного ряда. Я? Учить китайский язык? Странный Китай? Кем вообще потом работать? Нет, нет и еще раз нет, слишком сложно. Эти тысячи иероглифов, эта волнообразная ни на что не похожая речь, а главное культура, которая не поддается ни ассимиляции, ни объяснению. У меня не получится.
Тем не менее, когда настала та критическая точка, когда нужно было на что-то решаться, в самый последний момент меня озарило – всегда до этого я выбирала легкие пути, не требующие больших усилий, где можно было «выезжать» лишь на таланте. И что я получила от этого? Друзья ушли далеко вперед, результаты экзаменов получились не блестящие, я не поступила в Москву.
«Так может пора что-то менять?»
С этой мыслью я положила оригиналы документов на стол программы «Зарубежное регионоведение: Азиатские исследования», и это не только связало меня Китаем, но и определило всю последующую жизнь.
Мой Китай
С географической точки зрения Китайская Народная Республика – это название государства, находящегося в Восточной Азии, стабильная и независимая единица. На самом же деле Китай для каждого свой. Не бывает двух одинаковых «Китаев» у двух разных людей, ведь каждый вкладывает в это понятие свой опыт, свои эмоции и свои ощущения. Для одного человека Китай – это работа, для другого – место для туристического отдыха, для третьего – предмет исследования. Мой Китай – это испытание, испытание, проходя через которое, ты становишься лучше, сильнее и мудрее.
Впервые я почувствовала это, когда пришло долгожданное первое сентября первого курса университета, когда в первый раз я столкнулась с изучением китайского языка. Я много раз слышала, что это один из самых сложных языков, но не подозревала насколько и почему. Лишь начав учить его, я поняла, что основная трудность заключается в том, что это совершенно иная языковая и культурная система, кардинально отличная от привычной нам. Логика построения предложений, фонетические тоновые особенности, философия образования и написания иероглифов: все это предстояло постичь, познать, а главное - выучить. Именно это и стало первым испытанием на пути к познанию Китая и себя. Для меня, привыкшей один раз прочитать параграф, а потом легко его воспроизвести без заучивания, было сложно перестроиться на режим «зубрежки». Ведь в китайском языке практически невозможно прочитать, перевести, а тем более написать иероглиф, который ты не знаешь. А потому учить нужно все, причем долго и скрупулезно, по триста раз прописывая одни и те же черточки, палочки и точечки.
Зато по прошествии четырех лет я овладела не только языковыми навыками, но что более ценно, терпением, выдержкой и трудолюбием. Китайский язык научил меня, что на одном таланте нельзя бесконечно добиваться успеха. В какой-то момент его перестанет хватать и тогда менее талантливые, но более работоспособные люди вырвутся вперед и оставят тебя далеко-далеко позади. К таланту всегда должна прикладываться долгая и упорная работа – вот в чем заключается рецепт успеха!
Следующим испытанием для меня стало получение стипендии Института Конфуция и последующая академическая полугодовая стажировка в Китае, в Гуанчжоу. Очевидно, что получить данную стипендию, обойдя немалое количество претендентов было непросто, но настоящие сложности начались тогда, когда колесики моего объёмистого чемодана впервые покатились по аэропорту Байюнь.
Перед этой поездкой я ставила себе такие цели, как найти себя и свое место, понять, чем я хочу заниматься дальше, в какой сфере продолжить образование. Стажировка выпала на первый семестр третьего курса, поэтому я понимала, что пора бы уже задумываться о таких вещах. В голове была полная мешанина, поэтому я надеялась, что Китай все расставит на свои места. Как бы не так!
Условия проживания оказались настолько отвратительными, что пришлось искать альтернативные варианты самой, по приезде нужно было решить множество организационных вопросов, обустроить быт, успевать при этом учиться в группе, в которой общий языковой уровень был значительно выше моего. И все это нужно было решать с минимальными знаниями китайского. Хотела духовного просветления, а получила практически проблему выживания. Где уж тут думать о своем месте в жизни, было бы где переночевать завтра.
Резкую неприязнь к Китаю можно было списать на неудачное начало стажировки, но даже, когда все вошло в привычную колею, я все равно чувствовала себя ужасно одинокой в этой странной и чужой стране. Когда меня просят рассказать о Китае, я всегда отвечаю, что это был одновременно самый лучший и самый худший период моей жизни. Мой Китай был полон приключений, путешествий, интересных знакомств, но при этом сложностей, непонимания и всеобъемлющей тоски по дому. Не складывались отношения с китайцами, некоторые особенности китайской культуры вызывали отторжение и неприязнь, все окружение, начиная с людей, заканчивая маленьким листочком на дороге, было абсолютно другим, не похожим на Россию.
И вот мы возвращаемся на крышу общежития, с того, откуда начали
«Я не люблю Китай. Я поняла, что это не мое. Так может быть и не стоит связывать с ним свою дальнейшую жизнь?», - думала я, возвращаясь домой. Да, это были не веселые мысли. Своих целей за эту поездку я так и не реализовала, а вместо ответов на вопросы, лишь забрела в новые лабиринты. Однако она не прошла даром. Это испытание научило меня многому. Но главное то, что я с новой силой начала ценить дом, семью, Родину. Только оказавшись вдали от родных, я поняла, какое важное место они занимают в моей жизни, только оказавшись вдали от России, я поняла, как люблю свою страну.
Остаток третьего курса прошел как в тумане. Разочаровавшись в своем выборе, я не понимала, что делать сейчас и, куда двигаться дальше. Все расставило по местам третье испытание – российско-китайский молодежный форум «Волга-Янцзы 2017» в провинции Аньхой.
И снова нелюбимый Китай, и снова поездка. Были сомнения, тревоги, однако в этот раз я решила ничего не ждать, абсолютно ничего. Будь, что будет. По иронии судьбы в этот раз жизнь дала мне намного больше, чем я вообще могла представить. Эти две недели перевернули с ног на голову все мои представления о Китае. В этой чужой и враждебной стране я увидела красоту величественных гор и бесконечного облачного моря, гипнотическую притягательность древнейшей китайской истории с дворцовыми интригами и мудрейшими учеными и доктринами, невероятные урбанистические технологии, край контрастов, где массивные здания из стекла и металла соседствуют со старинными аутентичными местечками, изящество китайской каллиграфии, похожей скорее на танец, чем на письмо, невероятные философские идеи, пронизывающие существование каждого человека в этой стране. Однако главным открытием оказались именно люди. Впервые в жизни мне удалось действительно плотно пообщаться с китайцами и даже найти среди них хороших друзей. Они открыли для меня не только глубинные понятия, руководящие китайским менталитетом, но и коренным образом изменили мое мнение об этой стране, культуре и населении. В какой-то момент, от осознания того, что мой выбор был верным, что Китай – это определенно моя стезя и, что у меня действительно все получается вопреки изначальному настрою, на глаза навернулись слезы. Настолько я была счастлива наконец-то понять, чего хочу от жизни. Это стало самым главным выводом третьего аньхойского испытания.
А потом прошел еще год, который ознаменовал мой выпуск, но теперь уже из университета. Год, который завершил этот важнейший этап, год, который принес за собой четвертое испытание – поступление в магистратуру на программу мечты.
Внутренний дракон
Китай – это не простой партнер не только на международной арене, с ним бывает сложно и в контексте жизни одного человека. За эти несколько лет наши отношения претерпели целую кривую ключевых изменений от трепетного ожидания, до откровенной неприязни, а затем спокойного осознания привязанности и любви к этой противоречивой, своенравной, но столь прекрасной стране и всему, что с ней связано.
Китай изменил меня, а вместе с этим и мое отношение к нему. Он показал мне не только свои внутренние красоты и достижения, но и чего я сама могу достичь, открыл мои скрытые стороны и черты. Он стал моим самым главным лаоши строгим, но справедливым. С помощью него я научилась терпению и трудолюбию, поняла, чего хочу от жизни, определила четкие цели, а главное пути к их достижению. Китай помог мне понять секрет успеха, уверенности в себе, но, что самое важное, начать путь к пониманию самой себя.
Мой Китай широк и многообразен. Это и классы Института Конфуция, и бетонные джунгли огромных мегаполисов, и аутентичные маленькие деревушки, и прекрасные пейзажи, и ломящиеся от многообразия столы китайской кухни, и щебечущий переливчатый язык, и уютные «чифаньки», и часы заучивания иероглифов, и богатейшая история, и магнетические искусства, и постулаты конфуцианства, и огромные заводы, и китайские друзья… Не хватит слов, чтобы описать, каким он может быть.
Однако одно ясно точно - к Китаю нельзя относиться равнодушно. Он либо цепляет, либо отторгает. Он настолько сложен и многогранен, что им невозможно заниматься, не имея реального интереса. Порой наступает такой момент изучения Китая и китайского языка, когда чтобы преодолеть препятствия нужно иметь не только усердие, но и любовь к своему делу. Если этой любви нет, то становится очень тяжело. Особенно когда понимаешь, что не видишь себя в том, чем ты занимаешься. Начинаешь метаться, сомневался. Что же делать в таком случае?
Нужно разбудить своего внутреннего дракона! Своего китайского дракона. Разбудить эту страсть, эту почти маниакальную привязанность к 筷子(палочки),奶茶(молочный чай),成语 (китайские пословицы) и, наконец, к 中文(китайский язык) и 中国 (Китай). Ничего не происходит просто так. Если человек попал в азиатскую тему, то так было нужно. То это даст ему нечто более ценное, чем просто опыт. Китайская тема затягивает. Человек иногда и сам наверняка не осознает, как сильно втянулся. Но однажды происходит переломный момент, когда от нечего делать начнёшь писать иероглифы, тихонько напевать китайские песни, когда внутренний дракон открывает глаза, и рождается любовь к Китаю!