- Прадедушка, а ты правда воевал?
- Правда, внучек…
- А тебе страшно было?
Петр Данилович смотрел на правнука и думал, что же ответить.
Перед глазами всплывали картинки из того времени. Хоть и прошло уже много десятков лет, а помнишь, как вчера… Не забыть этого, не рассказать молодежи, так и держишь в себе эти события.
Тогда, в 1943 году, шли ожесточенные бои за каждый пятачок земли. Это был сентябрь. Петр знал, что его дядя, летчик, воюет где-то рядом. При передислокации свиделись. Хоть дядькой он был формальным – между ними всего-то 5 лет разницы. Так тепло стало на душе на у обоих мужчин, словно дома побывали, семью увидели. Петр Данилович и женат-то тогда еще не был. А у дядьки же дома - жена и двое сыновей маленьких…
Утром проснулись, завтрак, затем ставят боевую задачу. И хочешь - не хочешь, а надо идти готовить танк и оружие. Танкисты наблюдали за воздушным боем, поддерживая свои самолеты огнем, направленным на вражеских зенитчиков.
Тот день врезался в память Петра. Они видели, что нашу эскадру атаковали сразу семь немецких самолетов. Это было так страшно – видишь бой, но помочь ты ничем не можешь.
Сбитые немецкие машины упали, а двое смогли улететь. Один русский Як уцелел и улетел на базу. Одна машина сгорела в воздухе. А вот из третьей летчик смог катапультироваться. Петр видел, что парашют несет прямо на немецкие зенитки, которые уже разворачивались, чтобы дать залп по беззащитному летчику. Танкисты спешно выстроились, прикрывая огнем катапультировавшегося.
Через несколько часов они смогли пробиться к месту падения. Там лежал дядя Петра Даниловича. Смотреть на него было страшно: окровавленный, закопченный, едва живой. Затащили на танк. Петр держал его за руку, молил жить. Но не успели… Немного не дотянул тот до базы. Петр Данилович плакал навзрыд. Страшно, когда гибнут однополчане, но совсем жутко, когда твой родной человек… Но как тогда говорили: «Война есть война». И от этого равнодушия по отношению к жизни и смерти становилось еще страшнее…
Петра Даниловича комиссовали по ранению в ногу спустя год. Вернулся в сельсовет и узнал, что дети его дядьки в детском доме. Мать их и бабка померли, а взять было больше некому. Благо, что детский дом был в соседнем городе, недалеко. Съездил, навестил мальчишек. А те плачут, к родителям просятся. Сердце разрывалось у Петра Даниловича. Но чем он, инвалид, мог им помочь? Пока непонятно даже, как себя обеспечить.
Он ездил к ним при первой возможности, привозил гостинцы.
Война закончилась, наступила мирная жизнь. Вернулась домой Аксинья, девушка, в которую Петр Данилович был влюблен до войны. Казалось, что это было в прошлой жизни… И от этого тоже было страшно – никто после Победы уже не был прежним, всех изменила война…
- Прадедушка, ты меня слышишь? Чего молчишь? – теребил за рукав Петра Даниловича маленький правнук.
- Слышу, внучек, слышу. Страшно, конечно, было. Но мы выстояли и победили. Победили не только врага, но и свой страх.
Хотите узнать о ваших предках? Консультации по составлению родословной: https://yulianovozhilova.ru/consult/