Почему политик не должен бояться слова «пропаганда»? Ответ может показаться парадоксальным. Пропаганда – это искреннее и честное высказывание человека о своих убеждениях. Только вот убеждения есть у немногих, остальные подчиняются уверенности лидера в своей правоте.
Так считал Эдвард Бернейс в книге «Пропаганда», опубликованной еще в 1928 году. Все, что нужно знать политику о современном пиаре, можно прочитать в этой книге.
Автор книги предлагает сразу отбросить в сторону следующие предрассудки:
а) что пропаганда – это распространение недостоверной информации;
б) что политики больше не существует, а есть только политтехнологии;
в) что кто-то может занять позицию объективного наблюдателя, на которого никак не влияет пропаганда.
Во-первых, Э. Бернейс предупреждает, что пропаганда может быть «негативным явлением» только в том случае, когда становится элементом «абсолютно злонамеренной деятельности», но не является таковой по своей сути.
Здесь Э. Бернейс дает такие определения пропаганды:
а) это «убеждения, с которыми какое-то сообщество, считающее их истинными и ценными, знакомит окружающих»;
б) это распространение «новых идей» в «массовом сознании» ;
в) это «всего лишь установление взаимопонимания между человеком и группой».
Во-вторых, политика остается все-той же политикой, невзирая ни на какие политтехнологии. Люди приходят в политику с той же целью – изменить мир к лучшему (так должно быть в идеале, конечно), тогда как политтехнологии – это конкретные действия политиков относительно своей исторической ситуации.
Политика – это разумная деятельность, направленная на улучшение мира, и политтехнологии всего лишь делают ее эффективной. Ведь сегодня, как пишет Э. Бернайс:
«демократия создала общественное мнение и упростила процесс мышления масс».
Это значит, что всеобщее избирательное право создает гигантскую массу избирателей, которые представляют собой множество «пересекающихся групп и связей «лидер-последователь», которые получают возможность широкого общения благодаря Интернету и СМИ.
Получается, что политика начинается с того момента, когда «группы» и «лидер общественного мнения» находят друг друга. Сделать это они могут, когда будущий «политический лидер» громко и явно заявляет о своих «убеждениях». И вдруг оказывается, что он высказывается не только от своего лица, но и от многих других людей. Дальше начинается «корректировка» высказываний лидера в зависимости от мнений его «приверженцев». Отсюда и определение Э. Бернейса:
«пропаганда – это всего лишь установление взаимопонимания между человеком и группой»
Мы все, находясь в обществе, являемся членами социальных групп. Наши связи с группами определяются «пропагандой», т.е. верой в некоторые «истинные убеждения», которые высказываются «лидерами» этой группы. Как пишет Э. Бернейс:
все «наши идеи нам предлагают», и пугаться этого не нужно, потому что «упорядоченные привычки и вкусы» есть «важная составляющая демократического общества».
А демократия – это конкуренция ярко выраженных социальных групп. Нужно забыть, в этом смысле, о некотором «народном фронте» и «народном единстве». И рассматривать политику как конкуренцию между определенными социальными группами. А пропаганда – это система убеждений каждой из таких групп.
PS. Уточнить все детали и получить дополнительную информацию можно из книги: Бернейс Э. Пропаганда / Эдвард Бернейс; пер. с англ. И. Ющенко. – М.: Hippo Publishing, 2010. – 176 с.