Дом, который мог бы быть мемориалом или музеем в честь роли женщин в движении за независимость против англичан, занят семьёй местного Разакара.
Это родовой дом Лилы Рой, широко известной как Лила Наг, социальный реформатор и педагог в колониальной Бенгалии. Она была первой студенткой Дакского университета и близким партнёром Нетаджи Шубхаш Чандры Бозе.
Такой дом исторического значения никогда не получал никакого признания. Хуже того, семья Алауддина Чоудхури, которая предположительно была причастна к геноциду Панчгаона в 1971 году, занимала его уже много лет.
По словам исследователей и местных борцов за свободу, Алауддин сотрудничал с пакистанской оккупационной армией в геноциде Панчгаона, в результате которого 59 мая индусы были убиты 7 мая 1971 года.
Лила Наг, родившаяся 2 октября 1900 года, основала множество общественных организаций, женских ассоциаций и школ в колониальной Бенгалии.
Первоначально она оставалась в тогдашнем Восточном Пакистане после разделения Индии в 1947 году, пишет Шахназ Насрин в своей книге «Нари сахасика».
Столкнувшись с постоянными препятствиями со стороны пакистанского правительства в ее социальной работе, она наконец покинула страну и поселилась в Калькутте, где она умерла 11 июня 1970 года.
По словам Биджит Деб, генерального секретаря Лилы Наг Смрити Паришад, усадьбы Лилы площадью 4,39 акра включает в себя старое бунгало и пруд. Рядом находится государственная начальная школа Кунджалата, основанная матерью Лилы Куньялатой Наг в 1938
году. Недавно, посещая дом в Панчгаоне, корреспондент обнаружил, что бунгало с кирпичными стенами и крышами в плохом состоянии.
Абдул Муним Чоудхури, сын Алауддина, сказал, что его семья «живет» здесь с 1965 года, после того как его отец арендовал имущество у тогдашнего правительства Пакистана.
Они также построили дом на земле.
«Мой отец Алауддин Чоудхури арендовал дом на 45 лет у районной администрации», - заявил он, добавив, что его отец, умерший в 2013 году, также подал заявку на постоянную аренду.
Муним также заявил, что первоначальные жители дома мигрировали в Индию из тогдашнего Восточного Пакистана во время перегородки 1947 года.
После этого дом был превращен в офис профсоюза, добавил он. (СДО).
Махмудур Рахман Мамун, помощник комиссара земли в Раджнагар упазиле, сказал, что Алауддин арендовал имущество в 1967 году у тогдашнего офицера Мулвибазарского подразделения
«В 1979 году Алауддин снова получил аренду от тогдашнего SDO. Поскольку он не платил арендную плату, правительство пыталось выселить его из этой собственности », - недавно сказал Махмудур Daily Star.
В 1988 году Алауддин подал иск, чтобы установить свою собственность на землю и дом, но он был отклонен судом Мулвибазар. Суд снова отклонил его апелляцию в 1990 году.
В 2000 году Алауддин подал апелляцию в Высокий суд. С тех пор правительственного представителя Мулвибазарского района дважды спрашивали о ходе рассмотрения дела - сначала ХК в 2009 году, а затем заместителем комиссара в 2017 году, но пока ничего не произошло, сказал Махмудур.
Адвокат Алауддина Халед Ахмед сказал The Daily Star, что 26 июня 2000 года Высокий суд издал правило, спрашивающее, почему решения окружного суда не должны быть отклонены.
Затем последовало пять слушаний, и во время последнего из них 27 ноября 2012 года в Высокий суд было подано заявление о судебном запрете для обеспечения того, чтобы усадьба оставалась такой, какой она есть до тех пор, пока дело не будет решено, рассказал Халед.
Дело находится на рассмотрении, так как его клиент скончался в 2013 году, добавил он.
Сотрудник Раджнагар Упазила Нирбахи Фердоуси Ахтер сказал, что правительство не может отремонтировать дом или построить мемориал в наследственной собственности Лилы из-за правовых проблем.
«Как только оно будет выпущено из Высокого суда, в упазиле может быть построено какое-то учреждение», - добавила она.
СОТРУДНИК
Алауддин сотрудничал с пакистанской армией в убийстве 59 индусов 7 мая 1971 года, сказал Саджал Кумар Чакраборти, командующий подразделением упазила Муктиёддха в Раджнагаре, также свидетель на процессе по геноциду.
Тапан Палит, доцент истории в Университете Джаганнатха и исследователь Панчгаон Гонохатья, опубликованный в 1971 году: Геноцид - Архив и музей пыток в Кхулне, сказал, что Алауддин впервые привел пакистанскую армию в деревню Панчгаон в 1971 году.
Алауддин был членом Комитета мира Союза Панчгаона Сформирован, чтобы противостоять освобождению Бангладеш, сказал Хари Дебнатх, который расследовал геноцид Панчгаона.
Он был обвиняемым номер один в деле, возбужденном в связи с геноцидом Панчгаона в 1972 году по приказу коллаборатора-1972.
Он покинул этот район, а затем вернулся после политической смены после убийства Бангабандху шейха Муджибура Рахмана в августе 1975 года.
Алауддин также принимал участие в похищениях, заключении, пытках, убийствах, грабежах и поджогах, совершенных в деревне Пашимбаг в Раджнагар-упазиле, добавил он.
«Мы нашли доказательства его причастности к преступлениям, но не упомянули его имя в обвинениях, так как он умер до начала расследования [в октябре 2014 года]»
. Международный трибунал по преступлениям в июле 2018 года установил причастность четырех человек к Панчгаон геноцид и вынес им смертную казнь. Все четверо были приговорены к тюремному заключению до смерти за преступление, совершенное в деревне Пашимбаг