Найти в Дзене

Почему у нас не любят эгоистов?

Самое частое обвинение, которое может услышать человек, отходящий от вектора развития подавляющего большинства жителей бывшего Союза – «ты эгоист!», говорится это так, будто эгоизм не является нормой для индивида, а больше напоминает проказу. «Надо двух детей родить, а то старший эгоистом вырастет», «Если ты не хочешь детей, то ты эгоист!», «Как это, не хочешь потратить свое личное время на помощь? Ну ты и эгоист», «То есть, как это, ты за работу деньги берешь? Это очень эгоистично!», «Ты что, хочешь легко жить?». Знакомо? Мне тоже. Так почему же в странах СНГ такой культ страданий и самопожертвования? Почему осуждаются люди, открыто живущие ради себя? Ответ намного проще, чем, казалось бы. Почти 70 лет жители стран бывшего Союза жили в страхе, нельзя было выделяться, нельзя было уйти от абьюзера, отсутствие детей прощалось деятелям искусства или науки, говорить что-то, отличное от мнения партии было наказуемо, в приоритете только интересы партии, а не личности. Каждый человек сиде
carpe diem
carpe diem

Самое частое обвинение, которое может услышать человек, отходящий от вектора развития подавляющего большинства жителей бывшего Союза – «ты эгоист!», говорится это так, будто эгоизм не является нормой для индивида, а больше напоминает проказу. «Надо двух детей родить, а то старший эгоистом вырастет», «Если ты не хочешь детей, то ты эгоист!», «Как это, не хочешь потратить свое личное время на помощь? Ну ты и эгоист», «То есть, как это, ты за работу деньги берешь? Это очень эгоистично!», «Ты что, хочешь легко жить?». Знакомо? Мне тоже.

Так почему же в странах СНГ такой культ страданий и самопожертвования? Почему осуждаются люди, открыто живущие ради себя? Ответ намного проще, чем, казалось бы.

Почти 70 лет жители стран бывшего Союза жили в страхе, нельзя было выделяться, нельзя было уйти от абьюзера, отсутствие детей прощалось деятелям искусства или науки, говорить что-то, отличное от мнения партии было наказуемо, в приоритете только интересы партии, а не личности. Каждый человек сидел и тихо боялся, что за ним придут. Таковы реалии тоталитарных режимов. И люди, поколениями росшие в условиях тотального контроля мысли и слова, передали такие же страхи своим потомкам. Казалось бы, Сталин давно мертв, железного занавеса нет, за томик со стихами Высоцкого к тебе не придет страшный кэгэбэ, партии давно нет, а вот культ самопожертвования остался. Культ «как все».

Не научившись жить своими мыслями, люди продолжают жить штампами, не замечая, что и их желания имеют весьма эгоистичные мотивы: стакан воды, бесплатная услуга любого рода.

Мне не стыдно сказать, что я эгоистка, тем более что ни один «страдалец» так и не объяснил, чем же эгоизм так плох. Жизнь дается один раз, прожить ее по сценарию давно умерших людей – глупо.