Найти в Дзене
ОНИ

Самый мощный и экологичный газотурбовоз

Программа по созданию тепловоза «ГТ-1», оснащённого газотурбинной установкой, стартовала в России в 2006 году. Машина предназначена для использования в отдалённых районах страны, где нет электрификации железнодорожных путей.

«ГТ-1 001»
«ГТ-1 001»

Локомотив длиной в 45 метров разделён на два модуля: в первом находится силовая установка, во втором — топливный резервуар. «ГТ-1» оснащён газотурбинным агрегатом «НК-361», разработанным специально для него на основе турбореактивного «НК-32», который установлен на семействе ракетоносцев «Ту-160». В качестве основного горючего выступает сжиженный природный газ.

Газотурбоход способен разгоняться до 100 км/ч, развивая рекордную мощность свыше 11 тысяч л.с. Он обладает массой в 360 тонн, 17 из которых приходится на топливо. Главными преимущества газотурбовоза перед классическими тепловозами являются бо́льшая мощность, экологичность и дешёвое топливо.

«ГТ-1 001»
«ГТ-1 001»

По сравнению с традиционными тепловозами, выбросы оксидов азота и угарного газа снижены в 10 раз, а выбросы сажи и углеводородов вовсе отсутствуют. Однако не обошлось и без недостатков: машины данного типа имеют пониженную экономичность и КПД в недогруженном состоянии.

Первый экспериментальный локомотив был построен в 2007 году. С 2008 года он испытывался с грузовыми составами. В 2011 году «ГТ-1» удалось провести состав протяжённостью в 170 вагонов с общей массой в 16 тысяч тонн. Тем самым аппарат обновил мировой рекорд среди газотурбовозов, который не побит до сих пор.

«ГТ-1 002»
«ГТ-1 002»

Второй опытный экземпляр был изготовлен в 2013 году. Он имеет повышенный запас топлива и заявленную дальность хода в 1000 км. С 2017 года машина эксплуатируется на Свердловской железной дороге.