За долгие века истории Древнего Рима в нём появлялись самые различные религиозные культы. Некоторые из них обретали популярность в народе, несмотря на неодобрение, а то и прямые запреты официальных властей. Последним из таких культов было христианство, которое в итоге стало официальной религией. Но задолго до его триумфа было множество других вер, желавших завоевать сердца и души римлян.
Первой популярной религией в Риме стал культ Вакха (он же древнегреческий бог Дионис). Вера в него пришла в Рим из Греции и в III веке до н.э. начала распространяться с юга Италии (где некогда были греческие колонии, поглощённые Римом) на север. Поклонники Вакха устраивали бурные празднества в его честь, которые так и называли — вакханалии. Поскольку во время этих празднеств их участники считали себя свободными от любых человеческих законов, правил и ограничений, и вели себя соответственно, в 186 г. до н.э. римский сенат принял постановление о запрете этого культа.
Поклонники Вакха стали первыми, кого в Древнем Риме преследовали по религиозному признаку. По свидетельству древнеримского историка Тита Ливия, консулы разослали дознавателей по всей Италии, следствием чего стали судебные приговоры к высылке, ограничению свободы, а то и смертной казни для членов этого культа. Несмотря на эти меры, на юге Апеннинского полуострова этот культ тайно существовал ещё очень долго. А слово «вакханалия» с тех пор стало нарицательным.
По мере экспансии римского государства, в него стали проникать разные экзотические культы. Одним из них стал египетский культ Исиды и Сераписа. Вера в Исиду получила широкое распространение на всём Ближнем Востоке ещё во времена эллинизма. В Древнем Риме он тоже обрёл многочисленных поклонников. Например, храм Исиды был найден при раскопках в Помпеях, находили её храмы и в самом Риме. Более того, культ Исиды распространялся и в римских провинциях. Одно из святилищ Исиды располагалось в Лютеции (современный Париж). Среди верующих преобладали женщины, поскольку образ матери, страдающей из-за потери своего ребёнка, был им особенно близок. Но жрецами этого культа были и мужчины.
Культ Исиды также запрещался властями, но не слишком активно. В самом городе Риме официальным постановлением сената святилища в её честь закрыли, а некоторые разрушили. Но вскоре были восстановлены те из них, которые находились в чьих-то владениях (как сказали бы сейчас — на частной территории). А император Калигула сам построил в её честь большой храм. Его преемники также не видели ничего плохого в культе Исиды и сами жертвовали на украшение храма крупные суммы. В результате он стал одним из самых богатых в Риме, соперничая с храмами официальных римских богов, таких как Юпитер, Юнона и Марс.
Процессии почитателей Исиды можно было часто видеть на римских улицах. Специальные служители несли священные изображения, за ними следовали служительницы, которые одевали статую богини и расчесывали ее волосы драгоценными расческами из слоновой кости. Их сопровождали факелоносцы с зажженными факелами. Последние процессии, посвященные Исиде, прошли в Риме в конце IV века. Вобрав в себя черты Астарты, Хатор, Деметры и Кибелы, Исида стала самым почитаемым женским божеством в Римской империи. Её культ сильно изменился и имел мало общего с тем, чем был в Древнем Египте. Сложная иерархия, таинственные мистерии и пышные ритуалы в честь Исиды утоляли тоску римлян по мистическому и сверхъестественному.
Но был в Древнем Риме и другой культ, популярный не в среде желавшей странного и таинственного интеллектуальной элиты, а у простых людей — плебса, солдат, вольноотпущенников. В I веке н.э. в Рим проникает с востока культ Митры. Греческий историк Плутарх считал, что римляне заимствовали его у киликийских пиратов. Этот культ происходит из Персии и связан с религией зороастризма. Максимальное распространение митраизм получил во II-III веках н.э.
Поскольку ритуалы в честь Митры не требовали особенного помещения, их можно было проводить, например, в воинском лагере. Этот культ воспевал в том числе воинскую доблесть, из-за чего вера в Митру-победителя быстро распространилась среди легионеров. Святилища Митры также были найдены в городе Риме, их обычно устраивали в подземельях.
Читайте также: Субура — злачный район древнего Рима
Во II веке н.э. даже императоры (в частности, Коммод) принимали участие в мистериях этого культа, но официальным он так и не стал, а с распространением христианства постепенно утратил популярность.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев