«Шоугёлз» (Showgirls), США, 1995, драма. Режиссер Пол Верховен. В ролях Элизабет Беркли, Джина Гершон, Кайл Маклахлен, Гленн Пламмер, Джина Равера. Номи Мэлоун приезжает в Лас-Вегас с одним чемоданом, который у нее тут же крадут. Номи хочет стать известной танцовщицей и ради этого готова на многое. Например, начать путь наверх с работы стриптизершей. Или подставить ножку конкурентке, следуя нехитрому рецепту: «Когда вокруг никого не останется, тебя сделают примой». Обязательно сделают, а по пути нам покажут шоу-бизнес Лас-Вегаса во всем его гниловатом великолепии.
👅 Ох, как я люблю это идиотское кино, вы бы знали. То, что оно идиотское, подтверждено документально: тринадцать номинаций на «Золотую малину» и семь премий, а также почетное звание худшего фильма десятилетия. «Шоугелз» пинали за обилие эротики, пошлость, затянутость, неправильный сценарий, неправильную мораль, отсутствие морали, челку главного героя и слишком блестящие трусы. Потом киноведы сделали кульбит и объявили «Шоугелз» потрясающе тонкой сатирой, изобличающей Голливуд, Америку и капитализм в целом.
👅 Ларчик с такой эээ полярностью мнений, на мой взгляд, открывается просто. «Шоугелз» – это очень честный фильм. Да, вероятно, шоу-бизнес именно таков, каким Верховен его показал: сексуальное, психологическое и физическое насилие, обман, суета и пустота. И персонажи максимально достоверны, недалекие и подлые, но все-таки привлекательные в своем животном, нутряном обаянии. И таких Номи Лас-Вегас наблюдал и наблюдает пачками. Было бы от чего взвизгивать и падать в обморок. Удивительно, как «Шоугелз» обманывает любые зрительские ожидания: не success story, не повесть о Золушке, не назидательная история, даже те, кто любит погорячее, остаются недовольны – фильм хоть и балансирует на грани (поэтому и получил самую жесткую прокатную категорию NC-17), в бессмысленное и беспощадное порно все-таки не скатывается. Лучше не пытаться запихнуть его на какую бы то ни было полочку, а воспринимать органами чувств и, например, мозжечком – кажется, именно он отвечает за координацию движений. Оцените, как там старательно и местами бестолково танцуют.
👅 Роль Номи Мэлоун могли исполнить Шарлиз Терон или Дрю Бэрримор, но победила Беркли. После «Шоугелз» карьера ее завяла, а жаль: не берусь судить об актерских талантах, но фактура, фактура какова. Ноги от ушей, прехорошенькая, а один глазик белый, другой красный (с). Насчет глазиков не вру, они разноцветные. Роль Кристал, хищной примы шоу «Стардаст», собирались отдать Мадонне. Сыграла Джина Гершон, и всем на зависть вышла фурия. Вообще тетеньки в «Шоугелз» хоть и вульгарны, и огламурены, но красивые-ухоженные и при этом плюс-минус естественные. Не то что нынче: или губы, заворачивающиеся куда-то в нос, или совсем натюрель в сером платьице. Романтизму нету (с). Из звездных звезд отметился в фильме еще Кайл Маклахлен, ходит туда-сюда, отбрасывает челку, как Миронов в «Бриллиантовой руке», и со всеми целуется. Впрочем, больше ему изображать было нечего, таков уж герой.
👅 Телевизионщики не зря полюбили показывать «Шоугелз» перед Новым годом. В кино, конечно, лето, но запредельно много мишуры, блесток, музыки, стразиков и мигающих огоньков. Чему, казалось бы, радоваться, угрюмые нравы, зло под солнцем (и одна сцена жестокого насилия, осторожно), но в настроение внезапно попадает. Посмотрите, самое время.