Феликса Юсупова любители истории знают как убийцу Распутина. Немногие вспоминают, что князь так же оставил след в живописи. След мрачный и с налётом мистики.
«Словно злая сила, поселившись во мне, владела моей рукой…»
Юсупов создал ряд произведений (об их количестве поговорим чуть позже) в 1929 году, и после этого бросил рисовать навсегда. Писал он о своих картинах так:
В те годы мне неудержимо захотелось рисовать. Отдался рисованию я с жаром. Приковало к столу точно колдовской силой. Но получались у меня не ангельские создания, а кошмарные видения. <…> Словно злая сила, поселившись во мне, владела моей рукой, словно кто-то рисовал за меня. Я сам в точности не знал, что сейчас нарисую. И рисовал и чертей, и чудовищ, мучивших воображение средневековых скульпторов и художников. Кончил я рисовать так же внезапно, как и начал.
Вдохновение Юсупов черпал – помимо собственной фантазии – из картин своей жены, Ирины. Творческое наследие князя со временем оказалось раскидано по миру. Во время одной из выставок стала доподлинно известна судьба 8 картин: одна находится в собрании частного коллекционера, ещё 7 – у владельца парижской галереи «Арк-ан-Сен».
Мифы о творчестве князя
Во многих источниках фигурирует информация, что было написано 15 полотен. Это старые данные. В 2016 году в Париже был проведён аукцион, на котором были выставлены ранее неизвестные произведения Юсупова. В журнале "Life" сказано о коллекции из 25 картин. Были ли среди них какие-то из 15 ранее известных, не уточнялось.
Человек, к которому попали личные вещи убийцы Распутина, заявил, что часть предметов оставил себе. Не исключено, что через какое-то время мы услышим о новых произведениях.
В сети можно найти предположения о том, что каждый рисунок являлся гротескным олицетворением пороков и отрицательных человеческих качеств. Скорее всего, это додумки авторов. Князь с отвращением говорил о собственных персонажах, но цели «сорвать все маски» не ставил. Из статей в интернете непонятно: автор давал имена своим произведениям или «приложили руку» организаторы выставок (или вовсе авторы статей). На аукционе в 2016 году картины именовались куда менее броско, и этот факт только усиливает подозрения.
Мистический подтекст
Помимо жутковатого вида рисунков и воспоминаний самого князя существуют ещё одно странное обстоятельство. Юсупов до 1929 года не проявлял интереса к рисованию – изображения гротескных существ стали первым опытом. При просмотре, однако, создаётся ощущение, что автор работ опытен и обладает устоявшимся стилем. Это отмечает и сам Юсупов:
Профессиональные художники, которым я показал своих уродцев, удивлены были технике моей, которой, по их словам, добивались обычно годами занятий…
Если хорошую технику исполнения с натяжкой можно списать на врождённый талант, то потеря навыка сразу после окончания прилива вдохновения вызывает вопросы:
…да и потом, когда потерял охоту к рисованию и бросил, не смог бы повторить их никакими стараниями.
Из-за внезапного появления и столь же внезапного исчезновения дара склонные к мистицизму люди начали верить словам князя про «злую силу».
Последний персонаж, вышедший из-под руки Юсупова, по его словам:
...мог бы сойти за самого сатану...
Многие из видевших картину говорили, что портрет дьявола смахивает на Григория Распутина. Возможно, взглянув на свои творения, князь увидел что-то, после чего больше не захотел возвращаться к живописи? Этого мы не узнаем уже никогда.