Ребенок затихает, рот слегка приоткрывается от переполняющих эмоций, а в глазах блестят слёзы.
Мы смотрим кино, посвященное дню снятия блокады Ленинграда. На экране измождённый люди, тянущие саночки с вёдрами от Невы, разрушенные дома, плачущие дети.
-Мама, как это? Кто это сделал?
Рассказываю ей про фашистов, про Гитлера, про идею истинных арийцев и о том какая была война. Она кивает, вспоминает, как мы ездили в прошлом году к разорваному кольцу на Ладоге, к Цветку жизни.
Она не может поверить, что это все по настоящему, вижу по глазам, ей грустно, но так же она реагирует и на сказки с печальным концом.
Показываю фотографии из семейного архива, рассказываю, как моя бабушка, будучи старше её совсем не на много, дежурила ночью на крыше во время артобстрела. Она держит в руках фотографии, это уже реальность. Сказкой не заменишь. В это верится и становится страшно. Она прижимается ко мне всем телом.
- Мамочка, ведь больше не будет войны!?
Спрашивает, чуть ли не плача.
- Не будет, - отвечаю и надеюсь, что не обману.
Это страшные и очень тяжёлые беседы, но без них нельзя, наши дети - наше будущее, они должны знать наше прошлое.
У подруги сын пришёл из детского сада и спросил
- Что значит блокадный кусочек хлеба?
Она отрезала ему 125 грамм. Он подержал в ладошке и удивился, правда ли этот кусочек давали на целый день?
Да. Только это был не такой вкусный и мягкий хлеб, как ты ешь. Тогда муки было мало и в хлеб добавляли все, что могли найти - и мороженую картошку, и отруби, и даже опилки.
Он не верит. Им в лёгкой сытой и беззаботной жизни трудно принять страшную правду взрослых.
Они будут взрослеть, и мы обязаны сделать так, чтобы они поняли и ужаснулись. Чтобы они знали, помнили и не повторяли.
А как вы рассказываете своим детям о ТОЙ ВОЙНЕ?