Найти тему

Отзыв на «Бабадук» (2014)

Растрепанная мать-одиночка и неугомонный малолетний ребенок, мастерящий опасные для жизни штуки, якобы для отгона всяких монстров, если они залезут в их дом.

Глава семейства погиб в катастрофе, а вдова так и не нашла себе никого, прячет неугасимую горечь, и все внимание и любовь направляет на сына.

А в остальном все хорошо (смотря с какой стороны посмотреть). Депрессию же можно таблетками заесть, если что.

Правда, до тех пор, пока не находится подозрительная книга, которую притаскивает сын для «почитать на ночь».

Благодаря актерской игре зритель очень скоро начинает испытывать определенные эмоции: раздражение по отношению к мелкому неблагодарному паршивцу и сочувствие к его матери.

Изначально представлено все так, что они сами портят себе жизнь, говоря и делая всякие гадости, но нет – это монстр из книги чудит. Начинается самое интересное. Шорохи. Тени. Скрипы. Мигает свет, будто проводка не в порядке. Разорванная в страхе книга появляется вновь, с новыми страницами, где рассказывается, что будет дальше.

И шепот, скрежет и хрип их нового жильца.

Фильм примечателен тем, что тут нет внезапных выпрыгиваний. Все неторопливо, с камерой, только намекающей, что за ее пределами – чудовище. Вот его тень. Его кончики длинных пальцев. Его угловатые очертания. Он совсем, совсем рядом.

Мы видим только эмоции героев крупным планом, полные ужаса глаза и прерывистое дыхание. И эти эмоции заразительны, ведь получается, что монстр и за нашей спиной тоже!

Может быть, это и не так страшно, как если бы он все же прыгнул, но мурашки таки бегают. Тем более, он же не будет просто присутствовать на периферии зрения, нет, он сделает кое-что похуже, он заставит сомневаться. В том числе, в его реальности. А если не он создает проблемы, то кто? В доме-то народу мало…

Собственно, этот факт и удерживает внимание зрителя. Чудовище – катализатор, раскрывающий настоящую суть героев. И чувства, испытываемые к персонажам, меняются, исходя из развития истории, раскрывающей эту основу, из сомнительных действий, совершенных ими.

Потому, «Бабадук» только прикидывается «ужасами». Монстр на деле оборачивается просто картонным, дерганным недоразумением, издающим пугающие звуки.

Кроме того, фильму присуще та человеческая глупость, которой словно заражаются все персонажи всех подобных фильмов, как то: что мешает им прибраться в доме, убрать все эти тяжелые занавеси, лишние шкафы, все, что создает тени? В этом доме даже днем темно! Добавить бы света, индивидуальных источников – уж все-то за раз не сможет монстр перебить. Люди могли бы держать при себе фонари, в том числе и тяжелые, которыми при случае можно и отмахаться (или кинуть). Переехать в отель или еще куда на время, раз такая ерунда пошла, в конце-то концов. Но нет. Упорно живут в этом доме, испытывая стресс и кошмары каждую ночь.

С другой стороны – это ли не дополнительная пища для тех самых сомнений?

Вместе с тем, «Бабадук» скрывает в себе и вполне вменяемый и глубокий смысл. Какой?

Нам показано, насколько сильна может быть материнская любовь, что под ее действием преодолевается, и терпится, и совершается. И любовь сына к матери тоже имеет место быть, что немаловажно.

Так что, можно опасаться всяких подозрительных книг, следить за тенями в доме и всегда иметь под рукой мощный фонарь. Но зачем? Ведь главные монстры уже здесь. В нас самих. Главное, научиться с ними справляться.

«Бабадук» достойный фильм. Дешевый, авторский. А также атмосферный и умный.