Найти в Дзене
Любомирский channel

Атлантические крепости нацистской Германии

В августе 1944 года положение немецких войск во Франции было отчаянным. Развал фронта в Нормандии и высадка Союзников на юге страны грозили полным окружением и разгромом частей Вермахта и Ваффен-СС, уже потрепанных серьезными боями. В конечном счете Гитлер дал добро на отход всех немецких подразделений с территории северной, южной и центральной Франции, за одним исключением - бретонские порты были провозглашены "крепостями" (Festung), что в переводе с гитлеровского языка на человеческий означало, что их гарнизоны должны сражаться до последнего солдата. Несколько позднее "крепостями" стали и некоторые другие города на побережье Атлантики, например Дюнкерк и Руайан. В этих портах, на протяжении войны возводились достаточно качественные, долговременные укрепления, в том числе бункеры для укрывания подводных лодок кригсмарине. Это позволяло изолированным немецким гарнизонам дать серьезный бой англо-американским войскам, но только единожды - в сражении за Брест в августе-сентябре 1944 года

В августе 1944 года положение немецких войск во Франции было отчаянным. Развал фронта в Нормандии и высадка Союзников на юге страны грозили полным окружением и разгромом частей Вермахта и Ваффен-СС, уже потрепанных серьезными боями. В конечном счете Гитлер дал добро на отход всех немецких подразделений с территории северной, южной и центральной Франции, за одним исключением - бретонские порты были провозглашены "крепостями" (Festung), что в переводе с гитлеровского языка на человеческий означало, что их гарнизоны должны сражаться до последнего солдата. Несколько позднее "крепостями" стали и некоторые другие города на побережье Атлантики, например Дюнкерк и Руайан.

В этих портах, на протяжении войны возводились достаточно качественные, долговременные укрепления, в том числе бункеры для укрывания подводных лодок кригсмарине. Это позволяло изолированным немецким гарнизонам дать серьезный бой англо-американским войскам, но только единожды - в сражении за Брест в августе-сентябре 1944 года.

Немецкие десантники в боях на подступах к Бресту
Немецкие десантники в боях на подступах к Бресту

"Брестская крепость" Вермахта во Франции оборонялась элитными парашютистами 2-й парашютной дивизии и рядом других немецких подразделений. Хорошо подготовленные бойцы, на мощных оборонительных позициях, изобилующих бункерами, дотами, зенитными и артиллерийскими орудиями всех возможных калибров, смогли выдержать четыре недели осады и нанести немалые потери противнику. В конечном счете, штурм Бреста оказался для Союзников достаточно бесполезным предприятием, так как гарнизон уничтожил портовую инфраструктуру, перед тем как капитулировать. Американское командование разумно рассудило, что тратить такие колоссальные усилия и что еще более важно драгоценное время, на усмирение прижатых к морю и не оказывающих никакого влияния на ход войны групп противника будет невыгодно и оставшиеся гарнизоны были предоставлены самим себе и французским войскам второго эшелона, которые блокировали порты. Конечно, изоляцию немалой массы подразделений Вермахта, среди которых были и элитные части, вроде тех же парашютистов, не назовешь мудрым решением Гитлера - они явно пригодились бы на более важных участках. Однако, повернуть назад было уже невозможно, так как блокада Союзников с моря, земли и воздуха делала эвакуацию гарнизонов фактически нереальной.

Американская пехота и истребитель танков в бою на улицах Бреста
Американская пехота и истребитель танков в бою на улицах Бреста

К концу 1944 - началу 1945 годов в "фестунгах" у побережья Франции все еще была заперта целая армия немецких солдат - 29 000 на Нормандских островах, 26 000 в Лорьяне, 30 000 в Сен-Назере, 12 тысяч в Ла-Рошель и около 10 000 в устье Жиронды (в частности гарнизон Руайана составлял примерно пять тысяч бойцов). Таким образом всего на французской территории находилось аж около 100 тысяч немецких солдат, к сожалению для командования Вермахта, неспособных помочь своим товарищам которых враг прижал уже к самым границам Германии, а на ряде участков и пересек ее.

Однако, еще более раздражало присутствие ненавистных оккупантов-"бошей" определенную часть французского военно-политического руководства. Де Голль выделил силы для осуществления операции "Независимость", которая должна была раз и навсегда покончить с немецкими гарнизонами еще в октябре 1944 года. По плану французов, во взаимодействии с американцами предстояло сначала разгромить наиболее слабый контингент Вермахта в Руайане, после чего расправиться с защитниками Лорьяна и Ла-Рошель.

По причине отвлечения сил для отражения наступления немцев в Арденнах и Эльзас-Лотарингии, проведение операции было отложено до весны. 15 апреля 1945 года первый удар "Независимости", как и было запланировано изначально, пришелся по Руайану. Две французские дивизии наступали на город, в буквальном смысле "с огоньком", позиции немцев выжигались напалмом с американских самолетов и корабельной артиллерией. Гарнизон Вермахта не устоял и сдался всего через два дня боев - но какой ценой была достигнута победа? Бомбардировки убили и сожгли тысячи мирных жителей, а сам Руайан лежал в руинах. По сути Союзники действовали на территории города, как на вражеской земле. По некоторым данным, французский генерал Эдгар де Лармино даже высказался, что в Руайане остались только немцы и их коллаборационисты, поэтому жалеть там особо и некого

Капитуляция одного из немецких гарнизонов перед американцами
Капитуляция одного из немецких гарнизонов перед американцами

Впрочем, далеко не все французские военные были согласны с такой формулировкой. Большинство командиров были глубоко возмущены такой бесцеремонной операцией, граничащей с военным преступлением против собственного народа, тем паче что конец Германии был близок и кроме сомнительного военного престижа "Независимость" не принесла французским вооруженным силам никаких дивидендов. Благодаря этим протестам, операция была фактически свернута и оставшиеся немецкие "крепости" простояли до конца войны. Последние из них сдались на милость победителя 11 мая 1945 года.