Более 2000 лет назад люди из народа Наска начали вырезать гигантские формы и фигуры в пустыне Атакама в Перу. Почему? Этот вопрос долгое время вызывал дикие домыслы. Однако исследователям удалось расшифровать наземные изображения.
И вот в этот вечер они снова сидят в своем окопном лагере, размышляют, греются. Перед Маркус Рэйндел и его коллегой лежит куча черенков. Разбитая керамика, части старинных горшков, золото. Все это археологи нашли в пустыне Атакама, на юге Перу.
Но они все же ищут что-то другое: ответ на то, что значат гигантские наземные рисунки. Птица - почти размером с футбольное поле - зарылась в залитую солнцем землю? Обезьяна, пересеченная километровыми линиями? Говорят, что прибрежный народ Наска вторгся в пустыню более 2000 лет назад.
Просто? Почему Рэйндел и его люди не имеют никаких объяснений. При этом они проводят исследования уже много лет.
-"Можно отчаяться", - сказал Рэйндел.
Так и произошло в сентябре 2000 года.
Вымысел или реальность?
Рэйндел не был бы первым, кого "линии Наска" чуть не свели с ума. В течение 60 лет исследователи искали объяснение земных чертежей-геоглифов. Словно кто-то раздвинул страницы гигантской книжки с картинками, они лежат там, в нагорье Анд: прямые и зигзагообразные линии, фигуры и, такие огромные, что их, собственно, только с воздуха можно разглядеть в полной мере.
Именно поэтому линии Наска были забыты на протяжении многих веков. Только когда около 1920 года первые самолеты пересекли пустыню, они вновь возрождаются. В 1939 году американский профессор истории Пол Косок первым научно исследовал картины почвы.
Косок понимает, как когда-то возникли линии. Наска, жившие здесь примерно до 600 года, вычищали "пустынный лак" - темно - коричневую породу, до тех пор, пока не обнажилось светлое основание. Это отличие цветов делает рисунки видимыми. А поскольку на этом пятне земли почти никогда не идет дождь и даже ветер едва ли размывает следы, они сохраняются и по сей день.
Мария Райхе очарована линиями Наска
Доклады Косока настолько очаровали молодую немку, что она бросила все и, начиная с 1941 года, целиком и полностью посвятила себя линиям Наска: Марии Райхе, которая к тому времени преподавала математику в столице Перу Лиме. Недели, месяцы, она в конце 40-х годов бродит по пустыне, скучает, картографирует. Можно даже привязать камеру к полозьям вертолета, чтобы лучше видеть рисунки с воздуха.
Мария Райх убеждена, что линии - это астрономический календарь. На нем Наска, утверждает она, выписывала благоприятные сроки посева и сбора урожая. Но ее идеи встречают мало одобрения.
Линии указывали на подземные реки - убеждены одни. Звездные образы - говорят другие. Швейцарский писатель Эрих фон Датский в 1968 году даже утверждал, что это взлетно-посадочные полосы для инопланетян!
Много тщетных и безумных попыток
Маркус Рэйндел знает их всех, когда в середине 1990-х начинает более внимательно относиться к линиям Наска. До сих пор все ученые пытались обнаружить закономерности на чертежах земли и таким образом объяснить линии Наска. Рэйндел же, напротив, уверен: "если мы хотим что-то знать о линиях, мы должны лучше узнать их чертежников, самих Наска."
Археолог ищет соратников в Германии, США, Швейцарии и Перу. В начале 1997 года в бывших населенных пунктах Наска начаты работы. Ученые исследуют сохранившиеся мумии, выкапывают целые населенные пункты. В половине пятого утра начинаются их рабочие дни и заканчиваются поздно ночью, низко склонившись над картами, эскизами и черепками.
Но находки и исследования первых лет не хотят совпадать друг с другом; словно это кусочки головоломки разных картинок. В команде возникает беспокойство, нетерпение и тревожный вопрос: не удастся ли и нам открыть секрет линий Наска?
В сентябре 2000 года Маркус Рэйндел принимает новаторское решение:
"Прекратить!",- определил он. "Начнем все сначала.
Ведь люди Рэйнделя обнаружили рядом с линиями Наска груды камней, почти 50 в общей сложности. Неважно, думали они вначале. - Но если они все-таки дадут решающую подсказку?
В пустынной жаре, которая заставляет все мерцать и дышать, превращаясь в агонию, они поднимают камень за камнем, углубляются и натыкаются на кирпичную кладку. Появляются остатки древних тканей, кости животных, черепки. Разве груды камней - это полуразрушенные храмы, в которых когда-то приносились жертвы богам?
Продолжайте копать! Затем в обломках исследователи обнаруживают раковины моллюсков Спондилуса: животных, которых никогда не было в южном Перу. Мидии, как известно, добывались с берегов Эквадора и считались признаком плодородия и воды.
- Значит, жители пустыни молили богов о дожде? Рэйндел посылает климатологов в бригаду, чтобы они снова взяли пробы почвы; в ней они могут читать многое, как в архиве погоды. Он смотрит на картины Пола. И вдруг кусочки головоломки все-таки совпадают!
Рэйндел долго задавался вопросом, почему Наска заточила в пустынную почву именно обезьян и колибри - животных, обитающих в тропических лесах. Теперь он понял, что это было какое-то пожелание богам: пошлите нам оттуда погоду!
Потому что образцы почвы показывают: земля Наска, когда-то цветущий ландшафт, высохла. Начиная с 100 года после Рождества Христова, Наска жаждала. На их беду, помимо животных, они стали наносить линии на поверхности, по которым они проводили процессии.
Раз за разом. Исследования доказывают: грунт пустыни сильно уплотнен - местами затоплены тысячи людей.
Маркус Рэйндел теперь уверен в этом: "важны были не линии, а то, что на них происходило", - говорит он. "Они были храмами под открытым небом, где люди молились против засухи". Но боги не откликнулись на их призывы о помощи. И вот в 600 году Наска, покинув пустыню Атакама, начала новую жизнь в богатых дождями горах Анд.
Маркус Рэйндел сделал тоже самое. Когда в 2005 году загадка линий Наска, наконец, была раскрыта, он вместе со своей командой также движется на восток, в горы. Ведь и там Наска оставили огромную груду загадок.