Найти тему
1 день - 1 экспонат

Рене Лалик – властелин стекла и металла

В собрании Государственного Эрмитажа есть произведения нескольких мастеров, пожалуй, сильнее всего повлиявших на современное декоративно-прикладное искусство. Им мы обязаны формам, сюжетам и материалам дизайнерских предметов, ставшими в наше время привычными. В одном ряду с Эмилем Галле и Огюстом Делаэршем стоит Рене Лалик – великолепный ювелир, рисовальщик, стилист и дизайнер эпохи ар нуво.

Рене Лалика называли изобретателем образа современных драгоценностей, с характером и уникальным стилем. Подвески и диадемы от мастера носила великая Сара Бернар, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Некоторые произведения художника, выполненные по заказу французского правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав.

Мастеру были подвластны не только драгоценные металлы, но и стекло, которое в его руках становилось бесценным сокровищем. К нему он пришел уже будучи известным и невероятно модным ювелиром. Сначала случилось знакомство с парфюмером Франсуа Коти, который увидел в мастере человека, способного воплотить в художественной осязаемой форме его ароматы. Латик делал эскизы флаконов для духов, но исполнить все задумки художника мастера не могли, технологии того времени не позволяли получить желаемый результат. Тогда Рене Латик сам освоил стекольное ремесло и так погрузился в профессию что изобрел 16 новых видов стекла! Некоторые тайны технологии держатся в секрете до сих пор.

Стекло стало тем материалом, с помощью которого он смог воплотить давнюю детскую мечту – изобразить облака со всей их воздушной легкостью и изменчивостью. Рене Лалик много экспериментировал с этим материалом. Древнейший в мире рукотворный материал преображался благодаря идеям художника и изобретенным им технологиям. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством самого материала, богатством его трактовок и изображенным сюжетом.

Ваза с шестью женскими фигурами, Государственный Эрмитаж
Ваза с шестью женскими фигурами, Государственный Эрмитаж

То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением.

Так были выполнены многие его скульптуры и вазы, в том числе и ваза с шестью женскими фигурами из Эрмитажа. В декоре вазы прозрачного коричневого стекла отлитого под давлением в форму с рисунком воплотились формы позднего модерна. Под каждой из шести фигур вакханок – рогатый маскарон. Персонажи обрамлены побегами священного растения Диониса – плюща. Тема вакханалии неоднократно встречается в произведениях этого непревзойденного мастера, ставшего классиком уже при жизни.

Антон Райхштат.